Рабочая программа Россамахиной Л.В.

1

Содержание
I.

Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………….………………....…….. 2
1.2.

Цели и задачи реализации Программы ………………………………………………..…...…5

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы ………………………………………..6

1.4.

Значимые характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста ……… 12

1.5.

Приоритетные направления деятельности ………………………………………………… 15

1.6.

Целевые ориентиры ………..………………………………………………………………… 16

1.7.

Планируемые результаты освоения Программы ……………………………………………17

II.
2.1.

Содержательный раздел
Описание коррекционно-развивающей работы в соответствии с направлениями развития

ребёнка, представленными в пяти образовательных областях …………………………………… 19
2.2.

Способы и направления поддержки детской инициативы ………………………...….………21

2.3. Содержание коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда с воспитанниками с
нарушениями речи ……………………………………………………………………………………...22
III. Организационный раздел
3.1. Формы и организация оказания логопедической помощи в ДОУ…….……………………

24

3.2. Система коррекционного логопедического мониторинга …………………………………… 25
3.3

Описание материально-технического обеспечения ………………………………………….... 30

3.4.

Особенности взаимодействия учителя - логопеда с семьями воспитанников………………. 31

3.5 Особенности взаимодействия учителя - логопеда с другими участниками образовательного
процесса ………………………………………………………………………………………………….35
3.6. Список литературы………………………………………………………………………………

2

38

I. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее
обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами. Эти изменения касаются вопросов
организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового
современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость
разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления
содержания работы с детьми, имеющие нарушения речи в дошкольных
образовательных учреждениях.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и
общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционноразвивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников
образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы
детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы,
интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Рабочая программа учителя-логопеда – это нормативный документ
образовательного учреждения, разработанный на основе образовательной программы
дошкольного учреждения.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она
предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет I,II, ІІІ уровня речевого
развития, ФФНР, ФНР, принятых в дошкольное учреждение.
Теоретической и методологической основой программы являются:
- положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом
развитии ребенка;
- учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психологопедагогическом подходе в системе специального обучения;
- исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения,
проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Нормативно-правовые основы рабочей программы
3

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от
02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о
Стратегии развития воспитания до 2025 г
5. Санитарные правила и нормы
 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодёжи в условиях распространения новой
короновирусной инфекции (COVID-19)». Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020. № 16;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодёжи».
Постановление
Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020. № 28;
 СанПиН 2.3/2.4.3590-2 «Санитарно – эпидемиологические
требования к организации питания населения». Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020. №
32;
 СанПиН 1.2.3685-21. «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания».
Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021. № 2.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября
2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября
2013г., регистрационный № 30384).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования" .

4

8. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. №
08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
9. Устав МБДОУ детский сад № 6 «Снежинка» с корпусом №2 «Сказка» и корпусом
№3 «Теремок». Утверждён Постановлением администрации Невьянского городского
округа от 30.08.2017г. №1786;

10. Годовой план МБДОУ детский сад № 6 «Снежинка» на 2024-2025 учебный год.

Программно-методическое обеспечение
 Основная общеобразовательная программа – образовательная программа МБДОУ
д/с №6 «Снежинка»;
 Образовательная программа «Школа 2100»
 Программа Филичевой Т.Б. Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и
воспитание детей с общим недоразвитием речи»
 Нищева Н.В «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей
с общим недоразвитием речи»
 Нищева Н.В. « Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической
группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)
 Примерная адаптированная основная образовательная программа для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора
Лопатиной Л.В.

5

1.2.

Цель и задачи реализации программы:

Цель программы - выравнивание речевого и психо-физического
воспитанников с нарушениями речи и адаптация их в социуме.

развития

Задачи:
1. Развитие интереса и внимания у воспитанниковк слову, к собственной речи и речи
окружающих.
2.
Развитие у воспитанников всех структурных компонентов языка: фонетикофонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза, лексикограмматического строя языка, связной речи и речевого общения.
3. Развитие у воспитанниковнеречевых психических функций: восприятия, внимания,
памяти, мышления.
4.

Развитие у воспитанниковмелкой моторики руки.

5. Развитие у воспитанниковкоммуникативных навыков и способностей.
6.

Обучение элементам грамоты.

Содержание данной программы соответствует требованиям образовательной области
«Коммуникация» и направлено на достижение целей овладения воспитанниками
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
через решение следующих задач:
•

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

•
развитие всех компонентов устной речи воспитанников (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
•

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

6

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

Психолого-педагогические условия (ФГОС ДО 3.2.5)
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым воспитанником;
- уважительное отношение к каждому воспитаннику, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы воспитанников через:
- создание условий для свободного выбора
деятельности;

деятельности, участников совместной

- создание условий для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь воспитанникам, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,
проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между
воспитанниками, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том
числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей воспитанников, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения воспитанников работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у воспитанников в совместной деятельности со взрослым и
более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной
деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры воспитанников, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства;
- оценку индивидуального развития воспитанников;

7

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи.
Программа опирается на современные принципы, в соответствии с ФГОС:
 полноценное проживание ребенком детства дошкольного возраста, обогащение
(амплификация) детского развития;
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого воспитанника;
 содействие и сотрудничество воспитанников и взрослых, признание
воспитанникаполноценным
участником
(субъектом)
образовательных
отношений;
 поддержка инициативы воспитанников в различных видах деятельности;
 приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
 формирование познавательных интересов и познавательных действий;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
 сотрудничество ДОУ с семьей;
 проблемное образование;
 ситуативность, направленная на учёт интересов и потребностей воспитанников
при осуществлении образовательного процесса, предполагает возможность
использования педагогами реальной ситуации или конкретных, сложившихся на
данный момент условий осуществления образовательного процесса для
наиболее эффективного решения задач психолого-педагогической работы;
 природосообразность предполагает учет индивидуальных физических и
психических особенностей воспитанника, его самодеятельность (направленность
на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в
определенных природных,
климатических,
географических
условиях,
оказывающих существенное влияние на организацию и результативность
воспитания и обучения ребенка;
 вариативность обеспечивает возможность выбора содержания образования,
форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и
возможности каждого воспитанника и учета социальной ситуации его развития;
 учет этнокультурной ситуации развития воспитанников.

8

Методологические подходы к формированию РП:
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности воспитанника
является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностноориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе
изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания
уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на
уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на
целостности личности воспитанника и учет его индивидуальных особенностей и
способностей. Реализация личностного подхода к воспитательному процессу
предполагает соблюдение следующих условий:
 в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е.
воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и
формам организации;
 организация воспитательного процесса основывается на субъектно-субъектном
взаимоотношении
его
участников,
подразумевающем
равноправное
сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе
диалогового общения;
 воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в
решении воспитательных задач;
 воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность
индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко
использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений,
событий окружающей действительности на основе личностно значимых
ценностей и внутренних установок;
 задача педагога заключается в стимулировании, поддержке, активизации
внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин);
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению определяется, как комплекс
действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и
обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и
уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает
обеспеченность для каждого воспитанника сохранения и укрепления здоровья,
психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом
индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с
учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера,
способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих
на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода
составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с
9

целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса
по отношению к каждому воспитаннику. Применение индивидуального подхода
должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким,
компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания;

способным

- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности
в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными
мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая,
художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и
воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную
деятельность;
- аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития
и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья,
что в системе образования позволяет говорить о создании и реализации моделей
сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования у детей субъектной
позиции к сохранению и укреплению своего здоровья) и гуманистических начал в
культурной среде, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций
личности ребенка. Или этические, нравственные ценности, предусматривающие
реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т.д. При этом
объективные ценности мировой, отечественной и народной культур становятся
специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности,
устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные
ценностные ориентации;
- культурно-исторический подход заключается в том, что в развитии ребёнка
существуют как бы две переплетённые линии. Первая следует путём естественного
созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и
мышления. Развитие мышления и других психических функций происходит в первую
очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими
орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком;
- культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе
культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать
технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой,
овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом
культуры и ее творцом. Культурологический подход опосредуется принципом
культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как
культурный процесс, основанный на присвоении обучающимся ценностей
общечеловеческой и национальной культуры. Кроме того, культурологический подход
позволяет описать игру дошкольника с точки зрения формирования пространства
игровой культуры, как культурно-историческую универсалию, позволяющую показать

10

механизмы присвоения ребенком культуры человечества и сформировать творческое
отношение к жизни и своему бытию в мире.

Принципы, обеспечивающие коррекционно-развивающие условия:
•
принцип динамического восприятия: построение занятия на достаточном уровне
трудности, преодоление которых будет способствовать развитию воспитанников,
раскрытию их возможностей и способностей;
•
принцип продуктивной обработки информации: вытекает из предыдущего
принципа, т.е. учитель-логопед организует обучение таким образом, чтобы у
воспитанников развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия
решения;
•
принцип развития и коррекции высших психических функций: на каждом занятии
учитель-логопед включает коррекционные упражнения для развития зрительного
внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитикосинтетической деятельности, логического мышления и т.д.;
•

принцип мотивации к учению: пробуждение интереса к процессу обучения;

•
динамичность пространства через модель предметно-развивающей среды по
изучаемой лексической теме;
•
эмоциональная
насыщенность
и
выразительность
регулирование психической деятельности и поведения,
удовлетворение актуальных потребностей воспитанников;
•
возможность использовать накопленный опыт через
деятельность;

через
внутреннее
направленных на
продуктивно-речевую

•
свобода
выбора
альтернативных средств через
создание
способствующих индивидуальному осознанному выбору воспитанника;

условий,

•
многофункциональность через применение объекта в различных ситуациях,
наделение его определёнными функциями;
•

открытость к изменению через планирование и моделирование речевой среды;

•
приглашение воспитанника
незаконченность, моделирование;

к

активному

построению

среды

через

•
диалогический режим функционирования через создание ситуаций и переход в
полилоговый режим;
•
проблемная насыщенность среды через получение результата исследования на
основе вычлененной проблемы и создание условий для её решения в организованной и
самостоятельной деятельности;
11

•
необыденность через внесение
фантазирование в применении;

«особых» объектов,

их использование,

•
возможность поиска и развития через создание условий
обработки информации;

для продуктивной

•
коррекционно-развивающая образовательная деятельность с воспитанниками
направлена на устранение речевого дефекта, на предупреждение возможных
трудностей в усвоении содержания общеобразовательной программы;
•
основные направления в работе педагога специализированной группы – это
коррекция и развитие речевых процессов;
• вся образовательная деятельность формируется внутри игровой деятельности и на
ее основе.
Принципы организации взаимодействия с воспитанниками:
•

Личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику.

•
Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития
воспитанников.
•

Учёт возможностей воспитанников.

•

Терпимость к затруднениям воспитанников.

•

Недопустимость возникновения у воспитанников негативных переживаний.

•

Создание ситуации успеха.

•
Учёт готовности к освоению
окружающими людьми требований.

воспитанниками

12

предъявленных к

ним

1.4.

Значимые характеристики воспитанников с нарушениями речи

Данная программа рассчитана на воспитанников дошкольного возраста
с
нарушениями речи разной сложности. Дети с такими речевыми диагнозами на
входящей диагностике показывают следующую картину:
Общее недоразвитие речи I уровня – речевые средства крайне ограничены.
Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых
слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются жесты и
мимика. Каждое слово имеет многообразную соотнесенность и вне конкретной
ситуации не понятно. Отсутствует понимание значений грамматических изменений
слова. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое
значение. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный
неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания.
Фонематическое развитие в зачаточном состоянии. Возможности восприятия и
воспроизведения слоговой структуры ограничены.
Общее недоразвитие речи II уровня – кроме жестов и лепетных слов появляются,
хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением
непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Речь состоит из простых
предложений из 2-3, редко 4 слов. Много ошибок дети допускают при пользовании
предложными конструкциями: частот предлоги опускают вообще, союзы и частицы
употребляются редко.
Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. Слова нередко употребляются
в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Отмечаются грубые
ошибки в употреблении грамматических конструкций. Затруднено понимание форм
числа и рода прилагательных.
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений
звуков, замен и смешений. Типичными остаются затруднения в усвоении звукослоговой структуры. У детей выявляется недостаточность фонематических процессов.
Общее недоразвитие речи III уровня – характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития.
Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии
родителей (воспитателей). Свободное же общение крайне затруднено.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков(в основном
свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно
два или несколько звуков данной фонетической группы.

13

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно
употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения.

На фоне правильных предложений встречаются и аграмматичные, возникающие из-за
ошибок в согласовании и управлении.
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой
структуры в наиболее трудных словах.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у
детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов,
что в последствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи
логопеда.
Большую часть воспитанников составляют дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи с различными клиническими проявлениями (дислалия,
дизартрия). В картине недоразвития речи у данных детей на первый план выступает
несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является
незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки
речи при этом не ограничиваются неправильным произношение звуков, но выражены
недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексикограмматическое развитие речи при этом нередко задерживается.
Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем: замены звуков
более простыми в артикуляции. Так, звонкие заменяются глухими, [Р]и [Л] звуками [Л’
] и [Й], некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков заменяют более
простыми по артикуляции звуками [Т], [Т’], [Д], [Д’].
В других случаях не произошел процесс дифференциации звуков, и вместо двух или
нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний,
неотчетливый звук. Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит
правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Часто наблюдается нестойкое
употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при
неоднократном повторении произносит различно.
Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным
произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время
смешиваться с другими или опускаться.
Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением
согласных. На недостаточность слухового восприятия указывают и затруднения детей
при анализе звукового состава слова.
Уже сам характер отклонений произношения и потребления в речи звуков детьми
указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Кроме всех
перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонетикофонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая
14

артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании
грамматического строя речи.
Моторная алалия – это системное недоразвитие речи, других высших психических
функций, личности, поведения ребёнка коркового генеза, которое наступает до 3 лет.

Характерные признаки моторной алалии: выраженное недоразвитие всех сторон речи
– фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой
деятельности и всех форм устной речи. У детей отмечаются выраженные трудности в
формировании звуковых образов слов: владея достаточным пассивным словарём, дети
испытывают стойкие затруднения в называние слов. Характерным признаком моторной
алалии является несформированность слоговой структуры слов, трудность
актуализации даже хорошо знакомых слов. Яркой особенностью речи выступает
стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в
овладении ребёнком новыми словами. Дети не могут пользоваться фразовой речью, не
владеют навыками связного высказывания.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное
недостаточностью иннервации речевого аппарата.
У детей с дизартрией – голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки
произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением звонких согласных, наблюдается
озвончение глухих согласных. Для данных детей характерна амимичность, отсутствие
движения лицевых мышц: ребёнок не может надуть щёки, вытянуть губы, плотно их
сомкнуть. Движение языка ограничены. Характерно обильное слюнотечение.
Затруднены акты жевания и глотания.
У таких детей наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи
наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной
деятельности, эмоционально волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и
замедленное формирование высших корковых функций.

15

1.5.

Приоритетные направления деятельности

Приоритетными направлениями деятельности учителя-логопеда с воспитанниками,
имеющими нарушения речи, является:
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
развитие просодической стороны речи;
формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе
нормализации звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи.
развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой
функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных
координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления,
элементов словесно-логического мышления.
развитие мотивации к обучению;
профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению
грамоте;
развитие самоконтроля за своей речью.
Коррекционно-развивающая
работа
учителя-логопеда
с
конкретным
воспитанниками детского сада включает те направления, которые соответствуют
структуре его речевого нарушения.

16

1.6. Целевые ориентиры:
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
воспитанника на этапе завершения дошкольного образования:
- воспитанник овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- воспитанник обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- воспитанник обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
- воспитанникдостаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у воспитанника складываются предпосылки грамотности;
- у воспитанника развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять
ими;
- воспитанник способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной
гигиены;
- воспитанник проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы,
17

обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; воспитанник способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.7.

Планируемые результаты освоения Программы, с учетом ФГОС ДО

К 4 годам ребенок имеет соответствующий возрасту активный и пассивный
словарный запас(названия и назначение предметов ближайшего окружения: одежды,
обуви, посуды, транспорта, мебели; их качества, действия с ними); называет некоторые
обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, животные, посуда, птицы).
В речи большей частью правильно согласует прилагательные с
существительными в роде, числе, падеже (возможны ошибки), употребляет простые
пространственные предлоги в, на, за, под; названия животных и их детенышей в форме
единственного и множественного числа.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности.
Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется
эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в
активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые
простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы
словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с
опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать
сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам.
К 5 годам воспитанник имеет соответствующий возрасту словарный запас;
называет предметы, их качества, свойства, действия (существительные,
прилагательные,
глаголы);
правильно
употребляет
слова,
обозначающие
пространственные отношения, согласовывает существительные и прилагательные в
роде, числе, падеже, ориентируется на окончание слов; образовывает формы глаголов.
Понимает смысл загадок, умеет отгадывать загадки, построенные на описании
предметов, явлений, их свойств, действий с ними.
Имеет развитый речевой слух, может подобрать слова с определенным звуком,
выделяет первый звук в слове.
Владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями
(повествовательной, вопросительной, восклицательной), дикция достаточно четкая.
Умеет пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже
знакомых, так и впервые прочитанных, отвечает на простые вопросы по тексту, может
18

восстановить сюжет по картинкам. Составляет небольшие рассказы по картине или из
личного опыта, описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказываний:
описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения.
К 6-7 годам воспитанник адекватно использует вербальные и невербальные
средства общения, употребляет в речи яркие слова и выражения, использует эпитеты,
сравнения.
Правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе,
падеже; согласовывает несклоняемые существительные; образовывает сравнительную и
превосходную степени прилагательных; образовывает глаголы с помощью приставок и
суффиксов; умеет образовывать названия детенышей животных и название
предметов посуды; подбирает однокоренные слова.
Имеет представление о предложении, умеет определять количество слов в
предложении, составлять предложения из заданного количества слов. Может
конструировать
разнообразные
предложения:
сложносочиненные
и
сложноподчиненные.
Умеет производить звуковой анализ слов: вычленять определенные звуки, слоги,
ставить ударение, давать им характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий,
звонкий, глухой, ударный, безударный). Делит слова на слоги, составляет слова из
заданных слогов.

19

II. Содержательный раздел
2.1. Описание коррекционно-развивающей работы в соответствии с
направлениями развития воспитанника, представленными в пяти
образовательных областях
Рабочая программа обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей воспитанников в различных видах деятельности и охватывает следующие
образовательные области:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательная область «Речевое развитие»
При организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с
речевыми нарушениями речевое развитие включает:
- развитие импрессивной речи;
- развитие экспрессивной речи;
- формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- развитие фонематической системы речи;
- развитие фонематической стороны языка;
- развитие речевого общения и фразовой речи.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
При организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с
речевыми нарушениями социально-коммуникативное развитие включает:
- развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры,
дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры);
- формирование общепринятых норм поведения;
- формирование гендерных и гражданских чувств;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
20

При организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с
речевыми нарушениями познавательное развитие включает:
- сенсорное развитие;
- развитие психических функций;
- формирование целостной картины мира.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
При организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с
речевыми нарушениями
художественно-эстетическое развитие включает:
- художественное творчество;
- восприятие художественной литературы.
Образовательная область «Физическое развитие»
При организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с
речевыми нарушениями физическое развитие включает:
- овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста
воспитанников и должно реализовываться в определённых видах деятельности. Для
воспитанников дошкольного возраста (от 3 до 7лет) это игровая, включая сюжетноролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с
правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со
взрослыми
и
сверстниками),
познавательно-исследовательская;
восприятие
художественной литературы и фольклора; конструирование из разного материала,
включая конструкторы, бумагу; изобразительная (рисование);
музыкальная
(музыкально-ритмические движения) и двигательная (овладение основными
движениями) формы активности воспитанника.
Содержание образовательной деятельности см. в Примерной программе
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.

21

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
При организации различных видов деятельности с воспитанниками
педагоги обращают внимание на поддержку детской инициативы.
Поддержка детской инициативы реализуется через:
1.
Детское игровое экспериментирование («От удивления и любопытства к
любознательности и стойкому интересу»;
2.
Создание интеллектуально-игровой среды;
3.
Проектирование,
игровое
моделирование,
применение
системы
развивающих игр и игрушек для интеллектуального потенциала воспитанников;
4.
Переход к новым активным методам обучения (ориентироваться скорее на
процесс получения знаний воспитанниками, чем на знания как таковые);
5.
Формирование поискового стиля мышления, формирование интереса к
познанию и исследованию, развитию у воспитанников доказательного типа
рассуждения, обучение общим закономерностям будущей деятельности, вооружение
воспитанника методами овладения и синтеза новых знаний, создание широкого
кругозора.
Педагог при организации различных видов детской деятельности:
- предлагает воспитанникам высказать свои предположения, идеи, варианты
решения проблемы;
- предоставляет право выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
- предлагает воспитанникам на выбор несколько способов действий;
- предлагает самостоятельно спланировать деятельность (с разными видами
помощи при планировании);
- демонстрирует уверенность в успехе воспитанника;
- инициатива воспитанника оценивается и одобряется.

22

2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
воспитанниками с нарушениями речи
Правильная речь – это золотой запас успешного общего развития ребёнка, основа
нормального физического и умственного взросления. Хорошая речь – это визитная
карточка человека.
Роль учителя-логопеда в ДОУ состоит в организации педагогического процесса,
направленного на коррекцию речевых нарушений у воспитанников. Кроме этого,
логопед координирует работу воспитателей и специалистов по планированию
коррекционных мероприятий, логопедических игр и упражнений на занятиях с детьми .
Логопедическое направление коррекционного воздействия является ведущим в
дошкольном учреждении для детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Главная
задача - выполнение социального заказа общества: всестороннее развитие ребёнка в
дошкольном возрасте и подготовка его к школьному обучению путём использования
адекватных коррекционных приёмов и методов работы с детьми с отклонениями в
речевом развитии. Задача логопеда в логопедическом воздействии - подобрать такие
формы и методы обучения детей-логопатов, которые будут целенаправленно
стимулировать двигательную и речевую активность дошкольников, влиять на
коррекцию речевого и психофизического развития.
Важное место в работе с воспитанниками по коррекции речевых нарушений
занимает развитие моторной сферы: развитие общей моторики, развитие пальцевой
моторики, развитие моторики артикуляционного аппарата. Коррекция особенностей
моторного развития воспитанников с нарушениями речи осуществляется путём
специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания.
Коррекционная работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправлению
неправильных поз, координации речи и движения, развитию тонких двигательных
координаций, необходимых для формирования навыков письма.
На каждом занятии при изучении определённой лексической темы подбираются
подвижные игры и физкультминутки, соответствующие тематике Н.В. Нищевой.
Особое внимание в логопедической работе уделяется развитию мелкой моторики
пальцев рук. Развитию мелкой моторики служат пальчиковые игры. Они проводятся на
занятиях, в утренние, вечерние часы, родителями дома. Немалую роль играет
предметно-пространственная среда. В группах, в уголках развития, имеются различные
материалы для развития мелкой моторики и творчества.
23

Так же учитель-логопед обучает детей приёмам самомассажа кистей и пальцев
рук. Дети обучаются таким приёмам самомассажа как поглаживание, растирание,
разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Для самомассажа часто
используются игольчатые мячи, грецкие орехи, карандаши. Выполняются эти
упражнения в сопровождении стихотворного текста, а так же музыки.
Для достижения наилучших результатов по постановке звуков проводится
артикуляционная гимнастика (Е.М Косинова Т. Куликовская, В.В. Цвынтарный,
Т.В.Будённая). Она проводится ежедневно в утренние и вечерние часы воспитателями,
логопедом на индивидуальных занятиях с обучающимися и в непосредственно
образовательной деятельности, в свои занятия артикуляционную гимнастику включает
и музыкальный руководитель. При необходимости проводится логопедический массаж
(Е.А.Дьякова), который способствует нормализации произносительной стороны речи и
эмоционального состояния воспитанника с речевыми нарушениями.
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания,
которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха,
умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проводя
игровые дыхательные упражнения с воспитанниками на занятиях и в свободной
деятельности, рекомендуется и родителям продолжать эту работу и дома.
Для улучшения речевого дыхания с воспитанниками разучиваются
чистоговорки, загадки, пословицы, которые нужно произносить на одном выдохе.
При автоматизации поставленных звуков учитель-логопед часто использует
различные двигательные упражнения. На логопедических занятиях применяется
психогимнастика - специальные упражнения, этюды, направленные на расслабление и
коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Психогимнастика, как особая часть психотерапии, помогает скорректировать
различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, склонны к
повышенной утомляемости, вспыльчивы, замкнуты, несамостоятельны в поведении и
выражении своих мыслей.
Поддерживать положительную мотивацию у воспитанников к
коррекционному процессу помогает создание проблемных и игровых ситуаций,
использование на занятиях сказочных и игровых персонажей, включение сюрпризных
моментов, заданий соревновательного характера.

24

3.1.

III. Организационный раздел
Формы и организация оказания логопедической помощи

Учебный год на пункте оказания логопедической помощи ДОУ в соответствии с
календарным учебным графиком, начинается с первого сентября и заканчивается 31
мая. В середине учебного года организуются зимние каникулы.
Периодичность занятий с воспитанниками, имеющими ОНР - не менее 3-х раз в
неделю, с воспитанниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи и
фонетический дефект – не менее 2 раз в неделю. Основными формами организации
логопедической работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия, количество
и продолжительность которых зависит от психофизических и возрастных особенностей
обучающихся (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком).
Содержание программы воспитанники усваивают через организованную
образовательную деятельность (занятие остается одной из форм работы с детьми при
условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия).
Также предусмотрены и другие виды
занятий с воспитанниками:
комбинированные, комплексные и интегрированные. Такие занятия позволяют
интегрировать (объединять) содержание различных образовательных областей в
зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, сокращать
количество регламентированных занятий, предусмотренных программой.
Данная интеграция позволяет не только сформировать у воспитанников навыки,
необходимые для обучения в школе, но и все компоненты речевой системы,
касающихся и звуковой и смысловой сторон речи, способствует формированию
психических процессов и эмоционально-волевой сферы детей, их дальнейшую
социализацию в обществе.
Особое место принадлежит индивидуальной работе с воспитанниками, что
предполагает:
а) выявление индивидуально - психологических особенностей воспитанника;
б) учет особенностей нервно - психического развития;
в) характера, привычек и др. особенностей.
Согласованное и заинтересованное взаимодействие взрослых (логопедов,
воспитателей, специалистов, родителей) - важнейшее условие всестороннего развития
воспитанников, их духовного, нравственного, физического здоровья и успешного
обучения в школе.
Учитель-логопед постоянно сотрудничает с воспитателями. Воспитатели знают,
на какой стадии закрепления звуков находится каждый воспитанник, и стараются
следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи
воспитанников в повседневной жизни.
Они ежедневно проводят коррекционно-развивающую работу с воспитанниками
по заданию учителя-логопеда.

25

3.2. Система коррекционного логопедического мониторинга
Организация эффективного обучения детей невозможна без проведения
тщательной всесторонней диагностики, задачи которой - выявить характер речевой
патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности
проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных
звеньев.
Диагностика
позволяет
выявить
несформированные
механизмы,
обуславливающие некоторые отклонения в речевом развитии, выбрать адекватные
методы коррекции и компенсации дефектных механизмов.
Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию работы в
двух основных направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.
Диагностическое направление обеспечивается обследованием познавательноречевого развития и динамическим наблюдением за воспитанниками..
Алгоритм логопедической работы
Этапы работы:
I. Диагностико-организационный этап (сентябрь)
Содержание:
стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование воспитанников, в
котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские работники.
обмен диагностической информацией. обсуждение результатов комплексного медикопсихолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о
вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.
информационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению
коррекционно - развивающей работы с детьми. Результаты обследования фиксируются
в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц. Данные
диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание
коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь
процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются
индивидуально-дифференцированный
и
личностно-ориентированный
подходы.
коррекционно-педагогического процесса осуществляется на разных уровнях. На уровне
группы - данные диагностического обследования используются для отбора содержания
работы с детьми и гибкого комплектования подгрупп. На индивидуальном уровне –
выявляются индивидуальные особенности. Для максимального раскрытия потенциала
ребенка подбираются эффективные методы и приемы логопедического воздействия
(использование технологий разноуровневого образования).

26

II. Основной этап: оперативно-прогностический (январь)
Содержание:
решение задач, заложенных в реализуемых программах мониторинг динамики
речевого развития Назначение мониторинга – выявить особенности продвижения в
коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы.
Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического
воздействия на воспитанников, степень включенности в коррекционную работу тех или
иных специалистов и родителей. В январе - делается контрольный срез по усвоению
воспитанниками основных компонентов программ и по итогам мониторинга пишется
отчет логопеда на середину учебного года. диагностическое исследование позволяет
оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы
с каждым воспитанником и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и
характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционноразвивающей работы на второе полугодие.
Результат 2-го этапа – достижение
определенного позитивного эффекта в устранении отклонений в речевом развитии
воспитанников.
III.

Заключительный этап: контрольно-диагностический (май)

Содержание:
анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений,
произошедших в личностном, психическом и речевом развитии. оценка качества и
устойчивости
результатов
коррекционно-развивающей
работы,
уровня
сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер
динамики и уровень достижений воспитанников). В мае проводится итоговая
диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного
обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов
коррекционно-образовательного процесса ) позволяет установить более или менее
выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности
воспитанников. В то же время необходимо использование критерия абсолютной
успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития воспитанника с
условным возрастным эталоном, который является определяющим.
Результаты
итогового мониторинга также находят свое отражение в диагностических таблицах по
всем разделам, отчете логопеда на конец года. Заключительный этап диагностики
означает не только оценку результативности логопедической работы с воспитанником,
но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из
участников в коррекционно-образовательном процессе. Оценка качества работы,
обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные
перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год.
Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных
полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность
27

дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и
содержание коррекционного воздействия. С другой стороны - закладывается основа для
установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее
результатов. Результат 3-го, заключительного этапа - решение о прекращении
логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы.
Мониторинг построен на основе следующих методических разработок:
1.
Быховская А.М., Казова Н.А. количественный и качественный мониторинг
общего и речевого развития детей с ОНР (методический комплект программы Нищевой
Н.В.). СПб., 2009.
2.
Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). Под
редакцией Нищевой Н.В. СПб., 2005.
3.
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (0т 3 до 4 лет). Под
редакцией Нищевой Н.В. СПб., 2003.
4.
Трубникова Н.М. Логопедическое обследование младших школьников с
ДЦП. Екатеринбург, 1998.
5.
Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевогоразвития
вашего ребенка его возрасту. Москва, 2007.
6.
Речевая карта ребенка с недоразвитием фонетико-фонематической системы
речи. Под редакцией Смирновой И.А. СПб., 2009.
7.

Иншакова О.Б. альбом для логопеда. Москва , 2005.

28

Разработан и утвержден методическим объединением
учителей-логопедов Невьянского района
Протокол № 3 от 19.01.2011г.
Принят с дополнениями и изменениями на ММО
учителей-логопедов НГО
Протокол № 4 от 23.12.2022г.

Критерии оценки уровня сформированности функции
1. Звукопроизношение
0. В речи присутствуют жесты, лепет, звукоподражание.
1. Нарушение нескольких групп звуков (полиморфное).
2. Недостаточное произношение одной группы звуков (мономорфное).
3. Звуки в речи присутствуют, но недостаточно автоматизированы.
4. Звукопроизношение в норме.
2. Фонематические процессы
0. Функция не сформирована.
1. Опознает звуки раннего онтогенеза. Повторяет слоги, простые слова.
2. Не дифференцирует оппозиционные звуки.
3. С заданием справляется, но допускает единичные ошибок.
4. Фонематические процессы в норме.
3. Словарный запас
0. В речи преобладают только жесты и звукоподражание.
1. Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном
использует существительные и глаголы.
2. Использует все части речи, на бытовом уровне.
3. Активный словарь близок к возрастной норме.
4. Активный словарь соответствует возрастной норме.
4. Грамматический строй речи
0. В речи присутствуют отдельные не связанные между собой
звукоподражания и простые слова.
1. Речь грубо аграмматична.
2. Допускает большое количество ошибок при словоизменении и
словообразовании.
3. Допускает единичное количество ошибок при словоизменении и
словообразовании.
4. Грамматический строй соответствует возрастной норме.
5. Связная речь
0. Фразовой речи нет.
1. В речи присутствует простая фраза.
2. В речи преобладают простые малораспространенные предложения.
29

3. В речи употребляет преимущественно простые предложения, использует
сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.
4.Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными
предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

Условные обозначения:
0б. – критический уровень (К)
1б. – низкий уровень (Н)
2б. – уровень ниже среднего (Н/С)
3б. – средний (С)
4б. – высокий (В)

30

3.3. Описание материально-технического обеспечения
В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение включает в себя
материальную базу, оборудование и оснащение помещений, учебно-методический
комплект.
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют:
- требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами;
- требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенностью помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебнометодический комплект, оборудование, оснащение).
Материально-техническая база постоянно дополняется, совершенствуется и
обновляется.
Оборудование и оснащение логопедического кабинета
В логопедическом кабинете созданы необходимые условия для занятий с детьми,
имеющими речевые нарушения. Установлен компьютер и принтер, имеются
обучающие и развивающие компьютерные игры, способствующие развитию звуковой
структуры речи у детей, формированию словарного запаса, лексико-грамматического
строя речи, развитию связной речи. Имеется необходимая мебель.
Подробный перечень мебели описан в паспорте кабинета.
В кабинете имеется методическая литература, в том числе и специальная литература по
коррекционной педагогике, диагностические методики для обследования речи детей.
Перечень программно-методической литературы представлен ниже.
Имеется достаточное количество дидактических игр, демонстрационных и раздаточных
материалов, а также игр и игрушек, способствующих развитию речевых навыков,
внимания, мелкой моторики, обучению грамоте. Перечень наглядно-дидактических
материалов представлен ниже.
С целью развития интереса детей к художественному слову, любознательности и
познавательной мотивации, осуществлен подбор художественной литературы для
детей. Чтение художественной литературы способствует развитию речевых навыков у
детей: обогащению активного словаря; развитию связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитию речевого творчества; развитию
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Дети учатся
воспринимать на слух тексты различных жанров детской литературы, у них происходит
формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки
обучению грамоте.

31

3.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта у ребенка предполагает
активное участие в нем родителей. Работа учителя - логопеда на дошкольном
логопедическом пункте не будет иметь положительный результат, если родители не
будут ежедневно заниматься с ребенком. Задача логопеда состоит в том, чтобы
помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать
правильное направление домашнего обучения, наполнить конкретным содержанием
задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных
знаний. Взаимодействие с семьёй осуществляется через следующие формы работы:
родительские собрания, беседы и консультации, информационные выставки,
открытые занятия, проектную деятельность.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все
большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и
семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия,
имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются
родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности,
интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга,
театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием
единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся
тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы,
организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы по
логопедии.
В течении года проводится 2 родительских собрания, на которых учитель – логопед
знакомит с результатами логопедического обследовании, с развитием речи детей 4 –
7 лет.
Важным видом взаимодействия в работе учителя - логопеда с родителями
являются консультации. Они проводятся по приглашению логопеда или по просьбе
родителей. В процессе встречи родителям демонстрируются успехи ребенка в
преодолении дефекта, объясняется, какая помощь необходима ребенку со стороны
родителей на данном этапе обучения, указывается, на что особенно следует обратить
внимание дома. Помимо этого, даются рекомендации по правильному выполнению
артикуляционных упражнений и домашних заданий, предлагаются образцы
выполнения заданий (по правилам штриховки, раскрашивание «зашумленных»
предметов), подчеркивается важность домашнего контроля за речью ребенка.
Родители получают информацию о необходимости дозирования нагрузки детей,
выполнении санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для
занятий дома. Особое значение консультация имеет для тех родителей, которые не
осознают негативное влияние несформированности устной речи на процесс
овладения грамотой. Задача учителя-логопеда в простой и доступной форме
рассказать, к какому результату может привести попустительство со стороны
родителей в отношении исправления речевых недостатков ребенка.
Иногда консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители при
необходимости могут посещать занятия учителя-логопеда в течение всего периода
обучения и могут сравнивать речь собственного ребенка и других детей. На занятии
32

они могут видеть некоторые приемы и методы работы, а затем использовать их при
выполнении домашних заданий.
На начальном периоде обучения возможно проведение серии установочных
открытых занятий, где показываются комплексы артикуляционной гимнастики.
Присутствие родителей на таком занятии обязательно.
Наглядная информация для родителей представляется в виде разных вариантов.
Информационная выставка - это стенды с наглядностью, теоретическим материалом
и доступным, популярным пояснением к нему. Примерами информационных
выставок служат «Артикуляционная гимнастика», «Речевые нарушения у детей»,
«Практический материал для автоматизации звуков». Цель таких выставок - это
разъяснение и популяризация логопедических знаний. Часто тематика выставки
меняется после собрания или консультации для расширения представлений
родителей по какой-либо теме: «Причины речевых нарушений», «Пальчики
помогают говорить», «Разговаривайте с ребенком», «Закрепляем полученные
навыки». Информационные выставки располагаются в доступном для родителей
месте и меняются по мере необходимости.
Использование метода проектной деятельности стало важным шагом к
взаимодействию и тесному сотрудничеству учителя-логопеда и родителей,
повышению их ответственности в решении задач речевого развития. Метод проектов
значительно повышает качество оказания логопедического воздействия, вносит
элементы творческого сближения во взаимоотношения детей и родителей.
Технология проектов подразумевает обязательное участие родителей в
образовательном процессе. Поэтому одной из задач учителя - логопеда является
вовлечение родителей в этот вид продуктивной деятельности, увеличение их
активности и повышение уровня родительской компетентности.
ДОУ учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей
работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители
получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по средам в
письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по
организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно
скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут
родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с
ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят
дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с
окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так,
родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры,
проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и
рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком
предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь,
зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного
обучения ребенка в школе. Задания тетрадей подобраны в соответствии с
изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями
программы. Работа с детьми 4-7 летнего возраста строится на систематизации
33

полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей
к обучению в школе.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед
постоянно обновляет папки - передвижки «Советы учителя-логопеда», где собраны
различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее
общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных
игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная
логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому
интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителялогопеда на логопедическом пункте ДОУ. Модель взаимодействия с семьями детей,
имеющими нарушения речи, представлена на схеме.

3.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками
образовательного процесса
Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на
занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные
дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение
воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы
по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической
речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и
серии картин, пересказов знакомых сказок, согласно лексическим темам.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей,
осуществление
контроля за правильным использованием поставленных или
исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по
рекомендациям учителя-логопеда в тетрадях взаимодействия.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в
свободной деятельности.
Во второй половине дня воспитатель закрепляет речевой материал по
закреплению поставленных звуков, по формированию лексико – грамматических
категорий и развитию связной речи по рекомендациям учителя – логопеда.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в
работе учителя-логопеда и воспитателей старшей и подготовительной групп
Учитель - логопед
- звукопроизношение;
- фонематические процессы;
- языковой анализ;

Воспитатель
- моторный праксис;
- лексико-грамматическое развитие;
- обогащение и активизация словаря;
34

- психологическая база речи

- развитие связной речи;
- психологическая база речи
Порядок и количество занятий может меняться по усмотрению учителя-логопеда.
В свои коррекционные подгрупповые занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур.,
учитель-логопед включает часть заданий, игр и упражнений направленных на
формирование лексико-грамматических средств и развитию связной речи.
Специально отведенного времени на такие занятия не предусмотрено.
Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких
мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма,
ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового
восприятия, двигательной памяти;
Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально –
дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на
различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию
тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие
выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

3.6 Список учебно-методической литературы

Бочкарева О.И. Логопедия. Младшая группа. Волгоград: Корифей, 2009.
Бочкарева О.И. Логопедия. Средняя группа. Волгоград: Корифей, 2009.
Бочкарева О.И. Логопедия. Старшая группа. Волгоград: Корифей, 2009.
Бочкарева О.И. Логопедия. Подготовительная . Волгоград: Корифей, 2009.
Давидович Л.Р. Ребенок говорит плохо. 2007.
Коноваленко В.В. формирование связной речи и развитие логического мышления.
2010.
7. Жукова Н.С. Логопедия. 1998.
8. Борисова А.А. Индивидуальные логопедические занятия. 2010.
9. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. 2008.
10. Максаков А.А. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. 2007.
11. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи детей 3-5 лет. 2010.
12. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи детей 5-7 лет. 2010.
13. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия, I период.2010.
14. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия, II период.2010.
15. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия, II период.2010.
16. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия, IIIпериод.2010.
17. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика. 2011.
18. Кабанова Т.В. Тестовая диагностика. 2010.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

35

19. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий. 2009.
20. Большакова С.Е.. Преодоление нарушений слоговой структуры. 2009.
21. Поваляева М.А. Справочник логопеда. 2010.
22. Соломатина А.А. Устранение открытойринолалии. 2005.
23. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. 2010.
24. Цикл занятий по развитию речи у детей 1-3 лет с проблемами в развитии. М.,
2010.
25. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. 2009.
26. Шерстобитова С.Ю. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми
нарушениями. Волгоград, 2010.
27. Нищева Н.В. Система коррекционной работы. СПб., 2009.
28. Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. 2009.
29. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. 2010.
30. Новиковская О.А. Речевая гимнастика. М., 2011.
31. Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. М., 2011.
32. Нищева Н.В. Система коррекционной работы. СПб., 2009.
33. Безруких М.М. Ступеньки к школе. М., 2000.
34. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. СПб.: Каро, 2002.
35. Трубникова Н.М. Логопедическое обследование младших школьников с ДЦП. Екг, 1998.
36. Иванова Ю.В. Дошкольныйлогопункт. М., 2010.
37. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М., 1993.
38. Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.
39. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.
М., 1995.
40. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. СПб., 1997.
41. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 2003.
42. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.
43. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб., 2007.
44. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М., 2003.
45. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки. СПб., 2007.
46. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего
ребенка его возрасту. М., 2007.
47. Речевая карта дошкольника с недоразвитием фонетико- фонематической системы
речи. Под редакцией Смирновой И.А. СПб., 2009.
48. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста. Под редакцией Нищевой
Н.В. СПб., 2003.
49. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи. Под редакцией Нищевой
Н.В. СПб., 2005
50. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Азбука правильного произношения. М.,
2005.
51. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из
четырех альбомов. М., 2007.
36

52. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. М., 2000.
53. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.
54. Комарова Л.А. Автоматизация звука [Л] в игровых упражнениях. М., 2008.
55. Комарова Л.А. Автоматизация звука [Р] в игровых упражнениях. М., 2008.
56. Комарова Л.А. Автоматизация звука [Ш] в игровых упражнениях. М., 2008.
57. Комарова Л.А. Автоматизация звука [С] в игровых упражнениях. М., 2008.
58. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с
детьми. Выпуск № 3. Звук [Р]. М., 2008.
59. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с
детьми. Выпуск № 1. Звук [Л]. М., 2008.
60. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с
детьми. Выпуск № 5. Звук [С]. М., 2008.
61. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с
детьми. Выпуск № 7. Звук [Ш]. М., 2008.
62. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. М., 2008.
63. Ткаченко Т.А. Логопедический альбом. Правильно произносим звук [Р].
Екатеринбург, 2007.
64. Ткаченко Т.А. Логопедический альбом. Правильно произносим звук [Л].
Екатеринбург, 2007.
65. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Приключения [Л].
66. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. День рождения [Р].
67. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Приключения Шипелочки и
Жужжалочки.
68. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Приключения Свистелочки
и Звенелочки
69. Смирнова Л.Н. Мы учим звуки [Л]и [Р].
70. Смирнова Л.Н. Мы учим звуки [С]и [Ш].
71. Ильякова Н.Е. Звуки [Л]и [Р], я вас различаю. М., 2005.
72. Ильякова Н.Е. Звуки [С]и [Ш], я вас различаю. М., 2005.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».