2 Содержание Программы I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ..……………………………………………………………………………4 Пояснительная записка к рабочей программе по части, формируемой участниками образовательных отношений группы №5 «Теремок» МБДОУ детский сад № 6 «Снежинка» …………………… …............................ ………………………………………………………………..4 1.1. Принципы и подходы к формированию Программы………………………...........................5 1.2. Значимые для реализации Программы характеристики……………………...........................6 1.3. Особенности реализации образовательной деятельности в группе………………………….6 1.4. Возрастные особенности воспитанников 5-7 лет……………………………………………...7 1.5. Цель и задачи Программы……………………………………………………………………..15 1.6. Планируемые результаты освоения Программы…………………........................................16 1.7. Целевые ориентиры воспитанников 5-7 лет………………………………………………….16 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………16 2.1. Описание образовательной деятельности. …………………………………………………...16 2.2. Описание образовательной деятельности по усвоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»……………………………...........................17 2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы..........................................................................................................................................18 2.4. Проектирование воспитательно – образовательной деятельности в соответствии с контингентом воспитанников …………………………………………………….19 2.5. Формы и методы оздоровления воспитанников. …………………………………………….19 2.6 Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………….19 2.7 Тематическое планирование Программы…………………………………………………….22 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………............................25 3.1. Обеспечение методическими материалами, средствами обучения и воспитания………………………………………………………………………………………………25 3.2. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды…………………………………………………………………………………………………….26 3.3. Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………………………………….26 3.4. Педагогическая диагностика……………………………………………………..........................27 3.5. Краткая презентация………………………………………………………………………………28 3.5. Методическая литература……………………………………….................................................29 IV. Приложения………………………………………………………………………………………...30 3 1.Целевой раздел 1. Пояснительная записка Рабочая Программа для воспитанников старшей- подготовительной к школе группе (5-7 лет) «ШАХМАТЫ», составлена на основании ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Образовательной Программы МБДОУ детский сад №6 «Снежинка» на 2024 – 2025 учебный год. Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования • СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020. № 16; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. №28; • СанПиН 2.3/2.4.3590-2 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания населения». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020. № 32; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021. №2; • Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 «Снежинка» с корпусом №2 «Сказка» и корпусом №3 «Теремок». Утверждён Постановлением администрации Невьянского городского округа от 30.08.2017г. №1786; • Основная общеобразовательная программа – образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 «Снежинка» с корпусом № 2 «Сказка» и корпусом № 3 «Теремок», утверждена приказом заведующего МБДОУ детский сад № 6 «Снежинка» Пьянковой Н.А. Приказ от 30.08.2024г. № 213-Д. Актуальность «Шахматы - это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперѐд». (В.В.Путин в послании участникам Чемпионата мира). Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано. Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников 4 такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций: - Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей. - Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам. - Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке. Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре. Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца. Принципы и подходы к формированию Программы В основе реализации РП лежит культурно- исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО, ФОП ДО который предполагает: * полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; * индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), * признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; * поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; * сотрудничество ДОО с семьей; * приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; * формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; * возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); * учёт этнокультурной ситуации развития детей; * возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; * защита детей от всех форм физического и психического насилия; * поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. 1.1. 1.2. Значимые для реализации Программы характеристики Демографические особенности организации образовательной деятельности Девочек – 4 мальчиков - 3 Анализ социального статуса семей выявил, что в разновозрастной группе воспитываются дети из полных семей – 16, многодетных – 6. Основной состав родителей – среднеобеспеченные; с 5 высшим образованием – 6 человек, средне-специальным – 12 человек, среднее образование – 4 человека, незаконченное среднее – 2 человека. Национально-культурные особенности Этнический состав воспитанников группы: русские. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях города. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национальнокультурными особенностями Уральского региона. Знакомясь с родным краем, городом его достопримечательностями, народом населяющим Урал, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты. Климатические особенности При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Свердловская область – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия т.д. Основными чертами климата являются: холодная зима и теплое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года прогулки проходят на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательной деятельности составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. Холодный период: учебный год (сентябрь – май, составляется определенный режим дня) 2. Теплый период (июнь – август, составляется режим дня на летний период) 1.3. Особенности организации образовательного процесса в группе. Рабочая программа «ШАХМАТЫ» разработана для воспитанников старшего возраста группы №5 (5-7 лет). Продолжительность НОД – 25 мин. Периодичность - 1 раз в неделю (понедельник), время реализации 1 год. Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагогов и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей , педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности: 1. Совместная деятельность педагога с ребенком, где, взаимодействуя с ребенком, он выполняет функции педагога; обучает ребенка чему то новому, 2. Совместная деятельность ребенка с педагогом, при котором ребенок и педагог – равноправные партнеры; 3. Совместная деятельность группы детей под руководством педагога , который на права участника деятельности на всех этапах ее выполнения, направляет совместную деятельность группы детей; 4. Совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли ее организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, активизируя лидерские ресурсы самих детей. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает: игровые ситуации, индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами; беседы с детьми по их интересам, развивающие общение педагога с детьми, рассматривание картин, иллюстраций; практические, проблемные ситуации, упражнения; наблюдения за объектами и явлениями природы , трудом взрослых; 6 трудовые поручения и дежурства; индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; продуктивную деятельность детей по интересам детей; оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность. Согласно требованиям СанПиН 1.2.3666685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их, как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций , тематических событий, проектной деятельности, проблемно обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов. В рамках отведенного времени педагог может организовать образовательную деятельность с учетом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс содействия, сопереживания. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются Сан Пин 1.2.36685-21. Введение термина занятия не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может выбрать самостоятельно. 1.4. Возрастные особенности воспитанников 5-7 лет. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др. Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними 7 в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.). В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом, если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются «мальчишеским» обществом, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин. Устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом. Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые дети могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. 8 Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложечек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом). Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки). На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением». Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия действий и поступков собственных и других людей. Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5-6 и 6-7 лет) активно развиваются 9 планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что 10 нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать негативных форм поведения. В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). К семи годам испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила 11 поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. Мальчики хотят пойти в школу и стать учениками: их привлекает новый социальный статус практически взрослого человека. Девочки хотят идти в школу с одобрения семьи и взрослых и появляются желание продемонстрировать свои достижения. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания). Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна). Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия. В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок начинает относительно 12 успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого , непосредственно не наблюдаемого признака. Например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения. Классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родо - видовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит». Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам 13 появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками. К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в его жизни – главный показатель общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный). В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей, из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных 14 оттенков. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. 1.5.Цели и задачи программы Цель создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи а) образовательные: Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами. Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры. Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской; Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию. б) развивающие: Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; Формировать мотивацию к познанию и творчеству в) воспитывающие: Воспитывать, усидчивость, целеустремленность,волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений. 1.6. Планируемые результаты освоения программы - Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. - Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения). Согласно требованиям результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта. Согласно ФОП и ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической 15 диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. проведением К концу года обучения дети должны: знать: • правила и цель игры; • основные шахматные термины; • ходы и взятие фигур; • ценность фигур; • три защиты от шаха; • простейшие способы матования; • первичные знания по началу партии; • общие сведения из истории возникновения и развития шахматной культуры. уметь: • читать шахматную нотацию; • предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом; • правильно защищать короля от угроз; • составлять простейший план действий в игре; • ставить мат в один ход. II. Содержательный раздел. 2.1. Описание образовательной деятельности. Всю работу мы условно разделили на этапы: Этап - подготовительный: Основная задача на этом этапе подготовка и организация работы по данной теме. На этом этапе очень важен выбор не только кружка, но и кто будет им руководить. С первых минут педагогу необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с воспитанниками. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие воспитанникам и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция, опыт педагога. Он должен безошибочно "чувствовать" уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад. Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение воспитанников в деятельность. Этап- моделирование системы работы по данной теме: Педагоги ОУ на этом этапе стремятся достичь конкретных целей при взаимодействии с воспитанниками, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности. Этап совершенствование творческого самовыражения: На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта участия в конкурсах, выставках. Воспитанникам предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность. Сотрудничество и сотворчество педагогов и воспитанников построено на основе: • Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата; • Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников; • Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия; • Демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, 16 искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т.д.; • Добровольного участия на занятиях кружка; • Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией; • Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата; • Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром "большого искусства"; • Игрового характера подачи любого материала; • Создания взрослым доступных для воспитанников проблемных ситуаций, постановки творческих задач. Чтобы воспитанники с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, считаем, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем воспитанников красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых - все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем, друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах. Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к воспитаннику на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения воспитанникам, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей. Кружковая работа в ОУ дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и воспитанников. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить. 2.2. Описание образовательной деятельности по усвоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразия стран и народов мира. 2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей воспитанников в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, 17 санитарно-гигиенических норм. Особенности организации воспитанников определены направленностью, функциями дополнительных образовательных планов. Это кружок с объединением воспитанников определенного и смешанного возраста, разного численного состава. Кружок — объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности Организуя работу в рамках части формируемой участниками образовательных отношений, педагоги учитывают: - интересы воспитанников к выбору кружка; - добровольность выбора их воспитанниками; - возрастные особенности воспитанников; - решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой ОУ; - ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания программы по части формируемой участниками образовательных отношений; - создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности; - нормы нагрузки на воспитанника. Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении ОУ. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач. Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта. Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога. Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Немаловажными в работе с воспитанниками являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов). Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательной деятельности и эффективному освоению воспитанниками знаний и навыков, развитию творческих способностей. При планировании образовательной деятельности предусматриваются различные формы обучения: 1.практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности). 2.творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий) 3.конкурсы 4.выставки 2.4. Проектирование воспитательно – образовательной деятельности контингентом воспитанников. в соответствии с Кружковая работа проводится с подгруппой воспитанников (7 человек) старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). Длительность работы – 20 - 30 минут. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются 18 надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать воспитанника и создать мотивацию к продолжению занятий. На занятиях в кружках менее жесткая система развития творческих способностей каждого воспитанника, запуск механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации в выбранной области. Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ воспитанников, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. (Кроме того, детские работы - это не только творчество ребенка, но и зрительная информация для родителей и украшение интерьера.) Программа предполагает систематическую работу кружка, проводимую 1 раз в неделю. Программа может быть использована как в системе дошкольного образования (кружковая, клубная работа), так и в учреждениях дополнительного образования. 2.5. Формы и методы оздоровления воспитанников. Существенное место в решении в решении многогранных задач физического воспитания занимают различные формы активного отдыха: физминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика. Они помогают создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей ребёнка, улучшению его работоспособности и закалённости, являются эффективным средством развития и воспитания. 2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы. В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: воспитанникам предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают воспитанникам творчески реализовываться. Отслеживание результатов программы по части формируемой участниками образовательных отношений проводится по следующим показателям: - результативность работы кружка по уровням развития ребенка; - участие в выставках творческих работ; - создание банка достижений кружка. Результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, содержанию, формам организации деятельности и обеспечен необходимым оборудованием и пособиями. Опыт показывает, что воспитанники, занимающиеся в кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах. Таким образом, данная программа может занять более прочное место в воспитательнообразовательной деятельности ДОУ. Она позволяет решать многие проблемы эффективного развития воспитанника, т. к. сориентирована на его индивидуальные особенности и позволяет определить перспективы его личностного развития. 19 20 2.7. Календарно-тематическое планирование (Дети в возрасте 5-7 лет) Сентябрь № 1 Тема занятия Знакомство (Диагностика) Программные задачи Формы работы Рассказать о том, чем будем заниматься на кружке. Вызвать эмоциональный интерес к шахматной игре. Выявить знания шахматных фигур. Выявить знания шахматных фигур и правильного расположения их шахматной доске. Познакомить, как возникло шахматное королевство. Познакомить с отечественными чемпионами мира по шахматам (А.Алехиным, А.Карповым, Г. Каспаровым) Октябрь Внесение шахматной доски, шахматных фигур. Рассматривание картин «Малыши играют в шахматы». 2 Диагностика Диагностические задания 3 Шахматное королевство 4 Знакомство с Королями шахматного мира. 5 «Волшебная доска» Познакомить с шахматной доской Раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска. 6 «Волшебные фигуры» Познакомить с шахматными фигурами, показать отличие одних фигур от других. 7 «Ни шагу назад!» 8 «Белая пешка» Познакомить детей с правилами шахматных поединков. Познакомить детей с пешкой. Игры с шахматными фигурами: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Запретная фигура», «Что общего?» Сказка « Ни шагу назад!» Д/и «Шахматная шкатулка» (ответь на вопросы). Сказка «Белая пешка» Дать задание, самостоятельно расставить все пешки на доске на скорость, называя вслух поля. Рассказывание сказки «В стране шахматных чудес» Рассказать о выдающихся шахматистах, достижениях и победах. Ноябрь 21 9 10 11 «Превращение пешки» Изучить ходы пешек. «Ход сделан, обратно не вернешь». Закрепить основные правила пешек. «Фигура королевской свиты - ладья». Познакомить с правилами передвижения ладьи. «Пешки против ладьи». 12 Повторить признаки, особенности, способы действий пешек и ладьи. Д/и «Что изменилось?», «Чего не стало?» (какой пешки не хватает, на каком поле она стояла?) Игра на доске «восемь полей на восемь». Задачи - шутки из «Шахматной шкатулки» Сказка о ладье «Прямолинейная, бесхитростная фигура» Показать на шахматной доске, где ее «домик», нарядить ее, поохотиться за ней. Передвигать ладью за Чиполлино. С помощью схем разыграть разные положения. Соревнование в двух командах «Пешки против ладьи». Декабрь 13 «Вежливые слоны» Познакомить с правилами передвижения слона. 14 «Ладья против слона» Обучить детей последовательности выбора хода. «Могучая 15 фигура - Ферзь» 16 «Ферзь против всех» Познакомить с правилами передвижения ферзя. Показать детям как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами. Январь Чтение сказки «Вежливые слоны» Выложить из кубиков косую - дорожку диагональ. Раскрасить в клетчатой тетради черную диагональ из 4-х клеток. Д/и «На одну клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Длинный ход». Д/игры: «Две ладьи против слона», «Ладья против двух слонов», « Две ладьи против двух слонов». Чтение сказки «Могучая фигура - Ферзь», Д/и «Задача направления», «Туда - сюда», «Большой прыжок», «Прямо и наискосок», «Длинный ход». Д/и «Ферзь против ферзя: белый против черного», «Ферзь против ладьи и слона». 22 17 18 «И король жаждет боя!» Познакомить правилами ходов «королем». «И король жаждет боя!» Продолжать знакомить с 19 «Королей не Познакомить с уничтожают» основным правилом короля - «Без королей не играют» (почему нельзя побить короля). 20 «Королей не Продолжать уничтожают» знакомить с основным правилом короля - «Без королей не играют» (почему нельзя побить короля). Февраль «Прыг, скок и 21 вбок»» «Конь против 22 коня» «Ферзь, ладья и 23 слон против коня» «Король и 24 пешка против коня» Чтение сказки «И король жаждет боя!» Д/и «Поворот», «Задача снаправления», правилами ходов «Туда «королем». - сюда», «По всем углам», «Прямо и наискосок». Выучить правило: «Королей не уничтожают», «Без королей не играют». Д/и «Опасность короля», «Защита короля», «Прятки» (укрыться в безопасное место, уничтожить фигуру соперника). Познакомить с правилами Чтение сказки ходов«Прыг, «коня»скок по доске и и «в уме» (без вбок». Прикладывание шаблона хода коня. Д/игра «Два поля прямо, одно поле вбок», «Раз, два - прямо, а три вбок», «Раз - прямо, а два, три вбок». Показать детям Разыграть несложные выбор ходов «коня». положения «конь против коня» № 1-20. Учить приемам Упражнения с использованием схем борьбы против «коня» «Конь против ферзя», «Ладья и слон против коня». Разыгрывание положений №110 Продолжать Чтение сказки учить приемам «Нотация волшебной борьбы против доски». Упражнения «Выбери «коня» верный ход» Март 23 «Шах» Дать понятие, что такое «шах». Что «шах» ставят только королю. «Мат» Знакомство с новым понятием «мат». Учить определять на шахматной доске где стоит «мат», а где нет. 25 26 Экскурсия в 27 клуб «Горизонт» на шахматный турнир. «Ферзь, ладья 28 и слон дают мат в один ход» Знакомство с шахматным клубом «Горизонт». Рассказать детям, что означает «шах» в шахматной игре. Показ схем, где объявлен «шах» королю. Д/и «Какая фигура объявила «шах» королю. Чтение легенды «Непобедимый». Рассказать детям, что означает «мат» в шахматной игре. Д/и «Стоит ли «мат» черному королю»? Знакомство с учениками шахматного клуба. Наблюдение за игрой шахматистов. Показать на примере, как Показать на схеме, как можно ставить «мат» можно поставить «мат» черному «королю» -«ферзем», «ферзем», «ладьей», «ладьей» и «слоном» в разных «слоном» в один ход. шахматных позициях. Апрель «Конь, 29 пешка и король дают «мат» в один ход» «Пат» 30 Шахматный 31 праздник Шахматная 32 викторина «Начальное 33 положение» Показать на примере как можно ставить «мат» «конем», «пешкой» и «королем» в один ход. Дать знание, что означает понятие «Пат» в шахматной игре. Обобщить знания детей Учить детей использовать полученные знания в викторине. Май Закрепить основные правила шахматных боев. Показать на схеме как можно поставить «мат» черному «королю» «конем», «пешкой» и белым «королем» в разных шахматных позициях. Д/и «Найди на схеме, где пат» Показ презентации «Семья и шахматы» Командная встреча. Викторина «Шахматный король» Викторина «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки» Упражнения с шахматными фигурами и пешками. 24 34 «Начальное положение» Закрепить основные правила шахматных боев. Шахматная эстафета. Диагностика Оценить уровень овладения шахматной игрой. Оценить уровень овладения шахматной игрой. Диагностические задания. 35 36 Диагностика Диагностические задания. III. Организационный раздел 3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению: - дидактические игры для обучения игре в шахматы; - наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); - демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур; - настольные шахматы разных видов; - шахматные часы; - обучающие видеоуроки по шахматам; - уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах; - родительский уголок «Шахматы». Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место (ПК, акустическая система, принтер). Основные формы и средства обучения: 1. Практическая игра. 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 4. Теоретические занятия, шахматные игры. 3.2. Обеспечение методическими материалами, средствами обучения и воспитания. Методическое обеспечение 1.Наличие утвержденной программы. 2.Методические разработки по темам программы. 3.Наглядные пособия, образцы изделий. 4.Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература). 5.Диагностический инструментарий. Руководители кружков пользуются учебным материалом методических пособий Учебный план рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю занятия для воспитанников старших и подготовительных групп в первой половине дня. Продолжительность занятия для воспитанников индивидуален: для воспитанников 5-7 лет 30 минут. Занятия проходят в виде игры. Образовательная деятельность по кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ Курс занятий рассчитан на 9 месяцев(с сентября по май) форма занятий методы и приемы 25 решения задач, выбор практического материала корректируются и варьируются в зависимости от способностей воспитанников их интересов и , времени выбора темы и др. Помещения для проведения занятий должны отвечать санитарным нормам. 1.Группа (хорошо освещенная). 2.Учебное оборудование (комплект мебели). • . Организационное обеспечение 1.Необходимый контингент воспитанников. 2.Привлечение к работе специалистов (музыкального руководителя). 3.Соответствующее требованиям расписание занятий. 4.Родительская помощь. 5.Связь со школой, Домом Культуры, с Домом творчества. Во время проведения занятий: 1. Соблюдается режим труда и отдыха, техника безопасности; 2. Дети знакомятся с общими правилами труда и правилами безопасности; 3. Воспитывается бережное отношение к инструментам, приспособлениям и материалам. 3.3. Особенности организации развивающей предметно — пространственной среды. 1. Проходят в групповом помещении. 2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности воспитанников. 3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности воспитанников, расширения представлений об окружающем. 4. Изготовление атрибутов к разным видам театров, игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки. 5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей, (хороводы, песенный репертуар в соответствии с разработанными темами). 6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы кружка. 7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками. 3.4. Мониторинг уровня освоения шахматной игры детьми 5-7 лет. Задание № 1 (Знания. История шахматной игры). Инструкция: Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь? Критерии оценки: Высокий - рассказывает об истории шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 2-3 чемпиона мира по шахматам. Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1 чемпиона мира по шахматам. Задание № 2. (Знания. Правильное расположение шахматной доски). Инструкция: Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол. Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Низкий - выполняет задание не правильно. Задание № 3. (Знания. Название шахматных фигур). Инструкция: 26 Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут? Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Средний - выполняет задание, допуская 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание не правильно. Задание № 4. (Расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске). Инструкция: Посади своих учеников каждого на свое место. Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание не правильно. Задание № 5. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2: Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки. Низкий - выполняет задание не правильно. Диагностическая карта по теме: «Шахматы» ( Дети в возрасте 5-7 лет) Фамилия, Знания имя ребенка История Правильное Название шахматной расположение шахматных игры шахматной фигур доски Уровень Расположение шаххматных фигур и пешек на доске Действия с шахматными фигурами и пешками Условные обозначения: Высокий уровень-3 балла средний уровень-2 балла низкий уровень - 1 балл Критерии оценки итогового уровня: Высокий уровень- 2,5- 3 балла средний уровень- 1,5-2,4 балла низкий уровень - 1-1,4 балл 3.5. Краткая презентация. Рабочая Программа для воспитанников старшей- подготовительной к школе группе (5-7 лет) «ШАХМАТЫ», составлена на основании ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Образовательной Программы МБДОУ детский сад №6 «Снежинка» на 2024 – 2025 учебный год. Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития 27 дошкольного образования: • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». • Закон Свердловской области от 15.07.2013г. №78-03 «Об образовании в Свердловской области»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2014г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; • СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020. № 16; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. №28; • СанПиН 2.3/2.4.3590-2 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания населения». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020. № 32; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021. №2; • Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 «Снежинка» с корпусом №2 «Сказка» и корпусом №3 «Теремок». Утверждён Постановлением администрации Невьянского городского округа от 30.08.2017г. №1786; • Основная общеобразовательная программа – образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 «Снежинка» с корпусом № 2 «Сказка» и корпусом № 3 «Теремок» утверждена заведующим МБДОУ детский сад № 6 «Снежинка» Пьянковой Н.А. Приказ от 30.08.2024г. № 207-Д. Программа включает часть формируемую участниками образовательных отношений и является необходимой с точки зрения реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО Разделы программы: 1. Целевой 2. Содержательный 3. Организационный. 28 3.6. Список литературы 1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с. 2. Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с. 3. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с. 4. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980; 5. Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004; 6. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005; 7. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992; 8. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991; 9. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004; 10. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000; 11. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998; 12. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999; 13. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008. 29 IV. Приложение Методическое обеспечение Дидактические игры «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. 30 «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами 31 32