РП. Теннис

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8

3. СОДЕРЖАНИЕ

8

3.1 Общая физическая подготовка

8

3.2 Специальная физическая подготовка

10

3.3 Техническая подготовка

11

3.4 Прием контрольных нормативов

11

3.5 Теоретическая подготовка

12

3.6 Десятиминутные перерывы

12

4. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

14

4.1 Перечень подвижных игр, используемых на этапе начальной

14

подготовки юных теннисистов
4.1.2 Подвижные игры

17

4.1.3 Упражнения и игры с облегченным инвентарем

18

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2

20
21

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В нормативно-правовых основах, регулирующих деятельность спортивных
школ, расположенных на территории Российской Федерации, установлен
минимальный возраст для зачисления детей в спортивную школу по виду
спорта «настольный теннис» – 5 лет. Однако в Специализированную детскоюношескую спортивную школу (ДЮСШ), к тренерам-преподавателям
отделения настольного тенниса постоянно обращаются руководители детских
дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и родители с просьбами
организовать занятия с детьми более раннего, дошкольного возраста.
Мотивация их вполне понятна. Именно они призваны обеспечить условия
для развития, в том числе физического развития, и укрепления здоровья детей.
Учеными установлено, что интенсивность физического развития, здоровье
детей зависят от их двигательной активности. Данные же статистических
исследований, факты из медицинской практики говорят о том, что современные
дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, который
приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме.
Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за
собой нарушение осанки и плоскостопие, задержку возрастного развития,
координации движений, выносливости, гибкости и силы. Длительное
пребывание за столом, у телевизора и т.п. оказывает статическую нагрузку на
определенные группы мышц, это провоцирует искривление позвоночника или
жировые отложения и т.п.
Специалисты считают, что ребенок должен находиться в движении не
менее 50% времени бодрствования. Оптимальный двигательный режим для
детей 5-6 лет предполагает включение двигательной активности
продолжительностью в среднем 4,5 часа в день. Между тем изучение режима
дня в детских садах показало, что на долю физических упражнений и
подвижных игр отводится не более 25-30% времени.
Кроме того, наши наблюдения и данные некоторых авторов показывают,
что стандартные программные требования физкультурных занятий ниже
природной двигательной потребности детей.
К моменту же поступления в школу дети должны овладеть определенным
запасом двигательных умений и навыков, запасом физического здоровья,
которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям,
предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному освоению
школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах
обучения.
Помимо этого, наблюдая за детьми раннего возраста в их свободной
двигательной деятельности, можно обратить внимание, как легко они
манипулируют своим телом за счет природной гибкости позвоночника,
растяжки мышц и высокой подвижности суставов. Но без систематических
тренировочных занятий дети постепенно утрачивают гибкость и эластичность,
3

а движения уже к 7 годам становятся более скованными. Необходимы
специальные меры, направленные на активизацию и совершенствование
физических возможностей дошкольников, то есть систематические
физкультурно-спортивные занятия.
Выбор настольного тенниса неслучаен. Занятия им развивают
координацию, внимание, быстроту, учат владеть своим телом, способствуют
формированию «школы движений». Эмоциональность и разнообразие средств
подготовки обеспечивают детям возможность поверить в свои силы. При
грамотном педагогическом руководстве данная подготовка благотворно
сказывается не только на уровне развития двигательных способностей,
физических качеств, но и на улучшении телосложения, на выработке
правильной осанки, что особенно важно, так как в более позднем возрасте
исправить дефекты осанки значительно труднее.
Таким образом, существует социальный заказ общества, потребность
семьи в организации дополнительного образования дошкольников в сфере
физического
воспитания.
Спортивный
комплекс
УГМК,
обладая
квалифицированными
педагогическими
кадрами,
соответствующей
материально-технической базой, имеет возможность удовлетворять эти
запросы, организуя спортивно-оздоровительные группы для дошкольников.
Предлагаемая нами программа предназначена для дополнительного
образования детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Цель дополнительной образовательной программы состоит в
формировании двигательной сферы и развитии здоровья детей на основе
организации их целенаправленной творческо-двигательной активности.
Содержание программы призвано обеспечить решение следующих
задач:
 привлечение максимально возможного числа детей к систематическим
занятиям спортом, направленным на освоение здорового образа жизни,
воспитание физических, эстетических, морально - этических и волевых
качеств;
 улучшение состояния здоровья, физического развития дошкольников;
 повышение уровня физической подготовленности с учетом индивидуальных
особенностей детей;
 развитие двигательного воображения, осмысленной моторики;
 освоение и совершенствование двигательных навыков и основ техники
упражнений настольного тенниса.
Учебный материал распределен по видам подготовки (общая физическая,
специальная физическая, спортивно-техническая), как это принято в практике
планирования учебно-тренировочного процесса. Кроме того, учитывая
возрастные особенности детей и требования санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН) для групп дошкольного возраста, включена
тема «Десятиминутные перерывы», где предложены упражнения для развития
мелких групп мышц, творческие задания и задания для релаксации и активного
отдыха занимающихся.
4

Часы теории и практики в учебно-тематическом плане интегрированы.
Теоретический раздел программы реализуется в процессе тренировочного
занятия в форме пояснений, бесед для развития у детей элементарных
представлений о безопасности жизнедеятельности и основах здорового образа
жизни, обращая внимание на правила целесообразного поведения,
необходимость и полезность физической активности и личной гигиены,
значение и способы выполнения конкретных упражнений.
В содержании программы нами приводится перечень всех основных
движений, игр и игровых заданий с элементами спорта, а также
подражательных движений и упражнений с основами настольного тенниса.
Развивающая двигательно-игровая деятельность детей должна носить
творческий характер.
Материал, составляющий содержание программы, подобран с учетом
возрастных особенностей дошкольников в соответствии с основными
принципами Государственного образовательного стандарта (национальнорегионального компонента) образования в период детства. Использовались
упражнения авторов других работ с некоторыми изменениями, дополнениями,
собственный практический опыт и опыт тренерско-преподавательского состава
спортивного комплекса УГМК.
Перечень является примерным, потому что каждый педагог должен
подбирать содержание учебного материала с учетом индивидуальных
двигательных возможностей детей. В программе мы намеренно отказались
от распределения материала по возрастным группам, поскольку считаем:
если природа наградила ребенка определенными способностями, то не
надо искусственно тормозить их развитие. Вместе с тем мы не ставим
своей целью достижение высоких результатов путем форсированного
формирования тех или иных навыков. Задача в том, чтобы помочь детям
проявить свои потенциальные возможности, способности, данные им от
рождения.
Возраст 4-7 лет рассматривается как сенситивный в развитии памяти и
произвольного поведения человека, поэтому дети способны запоминать
правила подвижных игр и руководствоваться ими. У детей освоены основы
речевой деятельности, они начинают понимать и пользоваться скрытым и
переносным смыслом сказанного, осваивать элементы абстрактного мышления.
На шестом году жизни ребенка активно продолжается развитие
двигательной функции, появляется способность к выполнению тонких и
точных движений. Возрастные перестройки координации в перекрестных
движениях затрагивают главным образом верхние конечности, развитие
пространственной ориентировки связано повышением проприорецептивной
чувствительности, (ощущение положения частей собственного тела
относительно друг друга и в пространстве), дети хорошо дифференцируют
мышечные ощущения, поэтому им становятся доступными более сложные
по технике движения. Заметно улучшается функция равновесия. У детей

5

активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но
достаточно слабыми остаются мелкие мышцы.
Развитие психических процессов обеспечивает возможность выполнять
контроль и оценку, как собственных движений, так и движений других
детей, уровень развития аналитико-синтетической деятельности позволяет
ребенку понять связь между способом выполнения движения и полученным
результатом, прогнозировать свои практические и игровые действия. На
шестом году жизни ребенок может самостоятельно без помощи взрослого
играть в подвижные и спортивные игры, заниматься, выполняя правила
безопасности жизнедеятельности.
В течение седьмого года жизни продолжается интенсивное созревание
организма ребенка, повышение уровня его морфологического и
функционального развития. Основные жизнеобеспечивающие системы
организма начинают по мере созревания работать физиологически более
слаженно и экономно, с меньшими энергозатратами. Заметно усиливается
регулирующая роль коры больших полушарий головного мозга, ее
контролирующая функция, что создает необходимые предпосылки для
обучения детей сложнокоординированным движениям, сложным знаниям и
умениям для формирования вариативных способов познавательной
деятельности. Значительно увеличивается физическая и умственная
работоспособность детей, к семи годам длительность непрерывной
продуктивной работы возрастает до 25-30 минут. Кроме того, в этом
возрасте у детей усиливается учебная мотивация в ходе выполнения ими
двигательных заданий и связанная с ней направленность на усвоение
новых знаний и умений.
Спортивный комплекс УГМК предлагает
ДОУ
и
родителям
дополнительные физкультурные занятия 1 раз в неделю для детей
подготовительных групп. Занятия могут проводиться на базе ДЮСШ или
на
базе детского
сада,
если
имеются
необходимые
условия.
Квалифицированный тренер-преподаватель организует и направляет
двигательную активность детей.
Организация учебно-тренировочной работы с группами дошкольного
возраста и дошкольных учреждений, проведение воспитательной и культурномассовой работы с учащимися спортивного комплекса УГМК осуществляется
администрацией УГМК, тренерско-преподавательским коллективом в
соответствии с Уставом Спортивного комплекса УГМК, и санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) 2.4.1.3049-13 для
групп дошкольного возраста.
Реализуя программу на базе Спортивного комплекса УГМК, коллектив
спортивного
комплекса
активно
содействует
осуществлению
предусмотренных в ней задач.
Спортивный комплекс УГМК организует занятия с воспитанниками в
течение учебного года продолжительностью 32 недели учебно-тренировочной
работы по 1 часу. Учебно-тренировочные занятия проводятся 1 раз в неделю.
6

Расписание занятий составляется администрацией Спортивного комплекса
УГМК по представлению тренера-преподавателя в целях установления
более благоприятного режима тренировок и отдыха занимающихся.
Основой комплектования спортивно-оздоровительных групп является
возраст ребенка и отсутствие врачебных противопоказаний к спортивным
занятиям.
Предлагаются разнообразные формы проведения занятий:
 занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и
малой интенсивности;
 занятия – тренировки в основных видах движений;
 занятия – соревнования, где дети в ходе различных эстафет, командных
игр выявляют победителей;
 занятия - зачеты, во время которых проводится диагностика физической
подготовленности, сформированности основных умений и навыков;
В существующих программах для ДЮСШ содержание учебнотренировочного процесса в спортивно-оздоровительных группах никак не
определяется, в лучшем случае приводится только календарный план-график.
Предлагаемая программа регламентирует организационно-методические и
содержательные аспекты работы с детьми 6-7 лет в спортивнооздоровительных группах с учетом возрастных психофизиологических
особенностей дошкольников и условий спортивного комплекса УГМК.

7

2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Спортивнооздоровительный этап

Содержание

Весь период
Теоретические занятия

6

ОФП

86

СФП

57

Техническая подготовка

72

Тактическая подготовка

20

Игровая подготовка

29

Контрольно-переводные нормативы

6

Десятиминутные перерывы

+

Общее количество часов

32

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 ОБЩАЯ














ФИЗИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА

1 Строевые упражнения:
общее понятие о строе;
построение по росту, в колонну, шеренгу, парами, в круг, врассыпную,
соблюдая интервалы и дистанцию;
равнение, повороты на месте, размыкание и смыкание;
передвижение по залу: в обход, противоходом, змейкой и по диагонали;
подвижные игры «К своим флажкам», «Быстро по местам», «Ровным
кругом» и др.
2 Ходьба, бег, прыжки:
ходьба с заданиями (руки в стороны, на пояс, за спину);
ходьба и бег с переменой темпа, ритма и скорости движения;
групповая ходьба и бег с изображением поезда, змейки, волны;
ходьба и бег с преодолением препятствий реальных и воображаемых
(между предметами, перешагивая их, перелезая, подлезая);
прыжки в длину;
бег на скорость (дистанция 10-20 м);
непрерывный бег в течение 1,5 - 2 мин в медленном и среднем темпе;

8

 подвижные игры «Вороны и воробьи», «Перебежки», «Кто быстрее
добежит до флага», «Волк во рву», «С кочки на кочку», «Кто сделает
меньше прыжков», «Великаны и карлики», «Слушай сигнал», «Поезд»,
«Ручеек», «Третий лишний», «Ловишки» и др.






















3 Упражнения для мышц шеи
наклоны головы вперед, назад, в стороны;
медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены;
медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в
грудной части позвоночника), руки в стороны;
сцепить пальцы замком сзади на шее, голову слегка наклонить вперед –
отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями,
преодолевая сопротивление рук.
4 Упражнения для туловища
наклоны и круговые движения туловищем;
стоя на коленях поворот туловища направо (налево), отводя правую (левую)
руку в сторону до отказа;
повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в стороны, к плечам,
вверх, на пояс; то же, сидя ноги скрестно;
в упоре лежа на бедрах прогибание туловища назад;
лежа на животе, руки вытянуты вперед, приподнять одновременно ноги и
руки вверх «лодочка».
5 Упражнения для ног
одновременное и поочередное сгибание ног;
отведение, приведение и круговые движения в голеностопных суставах;
ходьба на носках, пятках, на внешних и внутренних сводах стоп;
максимальное растягивание и расслабление ног;
маховые и круговые движения;
пассивное растягивание с помощью партнера.
6 Упражнения в ползании, лазании:
между предметами и под ними (течет «ручей» под мостом, между
деревьями);
по гимнастической скамейке (горизонтальной и наклонной) в упоре стоя
на коленях, на животе, на спине;
по канату, шесту;
подвижные игры «Мышеловка», «Кот и мыши», «Пожарные на учениях»,
«Ползуны» и др.

9

3.2 СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА





1. Упражнения для развития ловкости:
прыжки: ноги вместе – ноги врозь, на одной ноге, ноги скрестно, с
поворотами, со сменой ног, с движениями рук;
прыжок с высоты на точность приземления;
прыжки через скакалку: на одной, двух, со сменой ног, вдвоем,
втроем;
подвижные игры «Море волнуется», «Совушка», «Пустое место», «Лиса
в курятнике» и др.

2 . Упражнения для развития гибкости:
 максимальное растягивание и расслабление ног;
 маховые и круговые движения из различных и.п.;
 пассивное растягивание с помощью партнера.














3. Упражнения для развития быстроты:
ходьба и бег с внезапной сменой направления по сигналу;
бег с ускорениями по 30 – 100 метров по ровной и наклонной поверхности;
эстафеты с бегом на отмеренном отрезке;
игры с прыжками (для развития взрывной силы ног): единичные подскоки на
мягкой поверхности (с двух ног и с одной ноги);
подвижные игры «Кто быстрее попадет в домик?», «Догоняй-ка», «Кума
лиса, выходи» и др.
4. Упражнения для развития силы:
прыжки вверх с касанием ориентиров, подвешенных на различной высоте;
прыжки на двух ногах с предметом, зажатым между коленями или стопами
(на месте и с продвижением);
прыжок в длину с места, прыжки на двух ногах на месте и с
продвижением вперед, то же из приседа;
прыжки с разбега с отталкиванием одной ногой, через набивные мячи, через
натянутую веревочку;
запрыгивания на возвышения и спрыгивания с них;
прыжки через скакалку вправо, влево, вперед и назад;
подвижные игры «Веселые зайчата», «Рыбак и рыбки» и др.

5. Упражнения для развития выносливости:
 бег в умеренном темпе от 100 до 500 метров;
 прыжки через скакалку;
6. Упражнения со скакалкой

10

 махи и круги скакалкой одной и двумя руками, по часовой и против часовой
стрелки, в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях;
 прыжки на двух, вращая скакалку вперед, назад;
 прыжки с одной ноги на другую;
 прыжки на двух, вращая скакалку скрестно вперед, назад;
3.3 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА












передвижения боком, приставными шагами;
прыжки со скакалкой;
бег с изменением направления, челночный бег;
челночный бег 10-15 метров;
медленный и быстрый бег;
бег на месте;
бег по кругу;
бег змейкой, обегая предметы;
бег, держась руками, друг за друга;
бег в парах;
бег врассыпную с последующим построением в указанном месте;
Упражнения для развития чувства мяча
броски вверх, ловля одной или двумя руками, с ударом о пол и без
удара, с хлопками, различными движениями;
броски и ловля разными способами в стену, с партнером, через
веревочку, теннисную сетку, в цель;
жонглирование мяча ладонной, тыльной стороной ракетки, поочередно;
приседания с одновременным жонглированием;
подвижные игры «Подбрось - поймай», «Мяч капитану», «Попади в
обруч», «Охотники и утки», «Мяч через сетку» и др.







3.4 ПРИЕМ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ
Нормативы по технической подготовленности
(спортивно-оздоровительный этап)
№
Наименование технического приема
п/п
1 Набивание мяча ладонной стороной ракетки
2

Набивание мяча тыльной стороной ракетки

11

Количество
ударов
100
65-80
100

оценка
Хор.
Удовл.
Хор.

4

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной
стороной ракетки
Игра накатами справа по диагонали

5

Игра накатами слева по диагонали

6

Сочетание наката справа и слева в правый угол
стола
Выполнение наката справа в правый и левый углы
стола
Откидка слева со всей левой половины стола
(количество ошибок за 3 минуты)
Сочетание откидок справа и слева по всему столу
(количество ошибок за 3 минуты)
Выполнение подачи справа накатом в правую
половину стола (из 10 попыток)
Выполнение подачи справа откидкой в левую
половину стола (из 10 попыток)

3

7
8
9
10
11

65-80
100
65-80
30 и более
от 20 до 29
30 и более
от 20 до 29
20 и более
от 15 до 19
20 и более
от 15 до 19
5 и менее
от 6 до 8
8 и менее
от 9 до 12
8
6
9
7

Удовл.
Хор.
Удовл.
Хор.
Удовл.
Хор.
Удовл.
Хор.
Удовл.
Хор.
Удовл.
Хор.
Удовл.
Хор.
Удовл.
Хор.
Удовл.
Хор.
Удовл.

3.5 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА






История развития настольного тенниса;
Значение физических упражнений для правильного развития организма;
Гигиенические требования, предъявляемые к спортсмену;
Режим дня и рациональное питание спортсмена;
Основные сведения из правил по настольному теннису.
3.6 ДЕСЯТИМИНУТНЫЕ

ПЕРЕРЫВЫ

1. Упражнения на расслабление и вытяжение:
 потягивания в положениях лежа, сидя, стоя;
 последовательное расслабление частей тела, чередование
напряжением.

его

с

2. Воздействие на биологически активные точки и зоны кожи:
(самомассаж и взаимный массаж):
 лица («Лепим красивое лицо» и др.);
 шеи («Лебединая шея»); шейных позвонков («Буратино» рисует
воображаемым носом);
 головы («Моем голову», «Догонялки» и др.);
12

 точечный массаж («Чебурашка» - ушных раковин; «Заводим машину» грудины и др.);
 рук («Мытье рук», «Лепим уверенную и сильную руку» и др.);
 ног (Покачай малышку);
 взаимный массаж («Скульптор и глина», «Угадай, что нарисовано»,
«Поезд» и др.).






3. Упражнения для развития мелких мышц руки:
рисование в воздухе, встряхивание кистями и пальцами рук, дирижирование;
опознание предмета на ощупь с закрытыми глазами;
движения кистями по воображаемому препятствию, предмету;
показ движений и форм живых и неживых предметов;
гимнастика для пальцев - («Моя семья», «Встреча друзей», «В гостях»,
«Человечек», «Клавиши и струны», «Лепим лицо» и др.).

4. Упражнения для развития мелких мышц лица, мимики:
 воспроизведение выражения на лице различных эмоциональных
состояний (радость, печаль, испуг, гнев, удивление, равнодушие и др.);
 изображение мимики сказочных персонажей, людей в разных ситуациях
(дед и баба горюют из-за разбившегося золотого яичка, мама делает
замечание сыну и др.).












5. Дыхательные и звуковые упражнения:
имитация через дыхание легкого ветерка, пылесоса, надувания шарика и
др.;
звукоподражание («Веселая пчелка», «Часики», «Плаксы», «Гудок
парохода» и др.);
дыхание в разном ритме (короткие и прерывистые, медленные и
размеренные вдохи и выдохи);
вдох через нос, выдох через рот и наоборот («Змейка») быстро и
медленно;
очистительное дыхание - вдох носом, выдох прерывистый, как спуск по
ступенькам;
«рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур;
вдохи и выдохи через правую и левую ноздрю по очереди;
вдох через левую ноздрю, выдох через правую и наоборот;
вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны в положении стоя и
сидя по-турецки;
имитация движений грузчиков или дровосеков («уу-у-у-хнем», «х-а-а»,
«фу-у-у» и др.);
произнесение гласных звуков посредством дыхания без напряжения
голосовых связок; пропевание гласных звуков с придыханием;

13

 поглаживание боковых частей носа на вдохе от кончика к переносице,
постукивание по ноздрям на выдохе; то же со звуком «м-м-м-м»,
слогами «ба-бо-бу»;
 при закрытой правой, а затем левой ноздре протяжно тянуть звук
«г-м-м-м»;
 энергичное произнесение звуков «п-б» (укрепление мышц губ), «т-д»
(укреплении мышц языка), «к-г» (укрепление мышц полости глотки),
слитное произнесение с постепенным ускорением звуков «т-у-г-д-и-к-»
(укрепление мышц языка и гортани)











6. Упражнения на принятие и сохранение позы:
имитация поз животных (сова в дупле, лев перед прыжком, спящая
кошка и др.);
изображение неживых предметов по наглядному образцу и по памяти
(стул, мяч, чашка и т.п.), геометрических фигур (прямая линия, круг,
треугольник и т.п.);
имитация поз в непривычных ситуациях (пассажир в чемодане, кошка
на люстре и др.);
воспроизведение выразительных поз: напряженная, расслабленная поза;
игры: «Внимание, снимаю!», «Замри», «Стоп-кадр» - имитация
фотографических изображений (тяжелоатлет в рывке, прыгун в полете и
т.п.); «Магазин игрушек» и др.
8. Задания с имитацией движений:
игры с имитацией различных движений («Где мы были - мы не
скажем, а что делали - покажем», «Кто в избушке живет», «Магазин
игрушек» и др.);
двигательные инсценировки (мама делает замечание, победитель и др.);
«двигательные перевертыши» - выполнение движений противоположных
заданным;
придумывание названия показываемому движению («Заколдованные
картинки»).
4. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

4.1 Перечень подвижных игр, используемых на этапе начальной
подготовки юных теннисистов
4.1.1 Одиночные, парные и групповые упражнения с мячом и ракеткой
Парные упражнения.
 Броски теннисного мяча одной рукой (правой и левой поочередно)
и ловля мяча (после отскока от земли и без) партнёром сначала двумя руками,

14

потом одной.
 Броски мяча одной рукой вперёд-вверх и ловля мяча (после отскока
от земли и без) партнёром на уровне головы.
Групповые игры с мячом.
 «Мяч в кругу». Группа становится в круг, водящий - в центре круга
и по сигналу (или без) бросает мяч по кругу. Задача - словить мяч и бросить
назад водящему.
 «Мяч вдогонку». Группа становится в круг. Тренер раздаёт 4 мяча.
По сигналу дети одновременно начинают быстро передавать мяч друг другу. У
кого 2 мяча - проигрывает.
 «Собачка». Группа становится в круг. «Собачка» в центре круга. По
сигналу дети начинают пасовать мяч друг другу таким образом, чтобы
«собачка» не коснулась мяча. Если «собачка» коснулась или словила мяч, то
игрок, бросивший этот мяч становится «собачкой».
 «Пасы». Дети разбиваются на 2 команды. Каждая команда пасует
друг другу мячик, а другая пытается перехватить его (перехватывать
разрешается только летящий мяч). Побеждает та команда, которая совершит 10
пасов подряд.
 «Удержи мяч на ракетке». Группа становится в круг с ракетками.
Тренер раздаёт 3 мяча. По сигналу дети одновременно начинают быстро
передавать мяч с ракетки на ракетку. У кого 2 мяча – проигрывает.
 «Не зевай». Группа становится в круг. В игре используются 2-4
мяча (если в группе 10 человек, то 2-3 мяча, если 15 человек, то 3-4 мяча). В
начале игры мячи у 2-3 детей через 4-5 человек. По команде дети бросают мячи
вправо или влево, а ловят с другой стороны. Неточно бросивший мяч и не
поймавший хорошо подброшенный мяч выходит из игры. Оставшиеся играют
до тех пор, пока не выявится победитель. (Когда остаётся 4-5 человек, играют
одним мячом).
 «Змейка». Дети делятся на 2 команды. Участники становятся в
затылок друг другу. У капитанов, стоящих впереди, в руке по мячу. По команде
первые бросают мяч вверх - назад стоящим сзади, последний в «змейке» ловит
мяч, бежит вперёд, становится спиной к своей команде и бросает мяч назад.
Побеждает команда, которая после 2-3 кругов раньше выполнит задание.
 «Вратарь». Группа делится на пары. И. п. двух партнёров - лицом
друг к другу на расстоянии 4-5 метров. Один партнёр стоит спиной к стенке
или фону. Он не должен пропустить мяч, брошенный партнёром, а должен
поймать его с воздуха двумя руками. Оба партнёра двигаются в стороны
приставными шагами. Побеждает тот, кто поймал больше мячей.
15



«Собери мячи». Тренер выбрасывает «корзину» мячей Дети кладут
ракетки на «линию подачи». По сигналу дети начинают собирать мячи (по
одному (два-три) на ракетку. Побеждает тот, кто собрал больше мячей.
 Эстафеты с мячом и ракеткой. Команды строятся в колонны по 5-7
человек. По сигналу, стоящие первыми, бегут 10-15 м.:
- оббегают обруч, возвращаются назад, передают теннисный мяч товарищу по
команде, а сами становятся в затылок команде;
- игроки бегут, неся теннисный мяч на ракетке;
- подбивая теннисный мяч ракеткой вверх (разной стороной ракетки,
перехватывая ракетку);
- ударяя мяч ракеткой в пол (разной стороной ракетки, перехватывая ракетку) и
др.
Одиночные упражнения.
 Бросок мяча вверх - вперед, в сторону левой рукой и ловля его
после отскока от земли - правой;
 Бросок мяча вверх - вперед, в сторону и ловля с лёта;
 Бросок мяча вверх левой и правой рукой и ловля его вытянутыми
руками на уровне груди; бросок мяча вверх на 2-Зм;
 Бросок мяча правой и левой рукой вперёд-вверх в заградительную
решётку или фон движением, напоминающим выполнение подачи (с петлей),
как обычно бросают камень;
 Имитация подачи с мячом; бросок мяча вверх левой рукой и ловля
правой, вытянутой вверх.
Упражнения с мячом у стенки.
 Бросок мяча в стенку и ловля после его отскока от земли;
 ловля мяча от стенки с лета; ловить мяч сначала двумя руками,
потом одной: то правой, то левой;
 Бросок мяча в стенку и ловля после отскока от земли или с лета
после поворота кругом.
 Парная игра «отбегай». Один партнер стоит в 4-5 м от стенки,
другой сзади него, сбоку на расстоянии 2 м. Стоящий сзади бросает мяч в
стенку, впереди стоящий должен его поймать после отскока от земли (или с
лёта) и, бросив мяч в стенку, отбежать назад. Побеждает тот, кто сделал
меньше ошибок при ловле мяча. Играют до 6 ошибок. Плохо брошенный в
стенку мяч переигрывается. В этой игре может быть второй вариант, когда
стоящий впереди бросает мяч не в стенку, а назад своему партнёру. Один ловит
мяч, другой бросает в стенку. Затем они меняются ролями (бросивший мяч
должен отбегать налево - назад).

16

4.1.2 Подвижные игры
 «Совушка». Один из играющих «совушка». Находится в небольшом
кругу. Остальные участники - свободно бегают. После слова тренера «Ночь!» все замирают, а «совушка» выбегает и забирает с собой в гнездо того, кто
пошевелился. Правила: 1) «совушка» не имеет право подолгу наблюдать за
одним и тем же игроком; 2) вырваться от «совушки» нельзя.
 «Волк во рву». Поперёк зала в его середине двумя параллельными
линиями, на расстоянии 1-1,5 м. одна от другой обозначают «ров», в котором
находится «волк» Остальные игроки «козы» стоят за чертой вдоль лицевой
линии зала. После слов тренера «козы в огород» - «козы» должны перебежать
(не останавливаясь) на другую сторону зала, чтобы «волк» не запятнал их.
Правила: 1) «волки» не могут выбегать за «ров»; 2) «козы» должны бежать, не
останавливаясь.
 «Пятнашки». На 5-6 играющих выбирается один «водящий». Он
должен догонять своих соперников. Тот, кого он догонит и запятнает,
становится «водящим». Правила: тот, кого запятнали, должен догонять вначале
других играющих, а не запятнавшего его игрока.
 «Ловля парами». Выбирают пару «ловцов». Взявшись за руки, они
догоняют остальных играющих. Игра останавливается, когда «ловцы» догонят
одного играющего и сомкнут вокруг него руки. Если в «плен» берут двух
игроков, они составляют новую пару «ловцов», и уже две пары ловят
остальных. Заканчивается игра, когда на площадке остаются два участника,
которые становятся новыми «ловцами» и игра возобновляется. Правила:
пойманному игроку не разрешается вырываться от «ловцов».
 «Рывок за мячом». Игроки разбиваются на 2 команды и
рассчитываются по порядку номеров. Тренер с мячом в руках встаёт между
двумя командами. Бросив мяч вперёд, он называет какой-либо номер. Игроки
команд, имеющий этот номер, бросаются вдогонку за мячом. Тот, кто первым
овладеет мячом, приносит очко своей команде. Побеждает команда, игроки
которой наберут больше очков.
 «Колдуны». На 10-12 играющих выбирается 2-3 «колдуна», которые
должны как можно быстрее «запятнать» всех играющих. Правила:
- «запятнанные» игроки выбывают из игры;
- «запятнанный» игрок останавливается на том месте, где его запятнали с
вытянутыми в стороны руками и широко поставленными ногами. Если
«незапятнанный» игрок пролезет между ног «запятнанного», то он снова
вступает в игру.

17

4.1.3 Упражнения и игры с облегченным инвентарем (легкие ракетки и
поролоновые мячи) по программе обучения ITF «Playandstay»
 Апробация различных способов держания мяча и ракетки:
подбрасывание и ловля мяча; различные способы передачи мяча в парах;
держание ракетки в правой и левой руках и т.д.
 Удержание мяча на ракетке: балансирование мяча на ракетке,
вращение мяча по кругу по ободу ракетки; передача мяча с одной ракетки на
другую в парах, в командах; передача ракетки с мячом из одной руки в другую
и т.д.
 Игра «Гусеница»: игроки становятся в шеренгу, с одной стороны
шеренги стоит полная, а с другой пустая корзина. Первый игрок шеренги берет
мяч из корзины, кладет его на ракетку и передает второму. Второй игрок
передает мяч третьему и т.д., без падения его на землю. После передачи мяча
игрок должен бежать в конец шеренги.
 Игра «Не урони мяч»: В парах. Оба игрока держат мяч на ракетке в
одной руке, другой рукой пытаются заставить партнера уронить мяч.
 Катание мяча по земле ракеткой: друг за другом по кругу; в парах.
 Игра «Кегельбан»: Участник, катая мяч ракеткой, пытается сбить
банки из-под мячей. Дистанцию до банок можно увеличивать или уменьшать.
 Игра «Квадрат»: Тренер формирует 3-6 команд по 4 ученика,
Каждая команда образует квадрат. По сигналу игроки каждой команды должны
катить мяч друг другу по кругу. Команда, завершившая квадрат 2-3 раза –
побеждает.
 Удары мяча вверх и вниз: набивание вверх, вниз, вперед
различными способами; соревнования в набивании; набивание мяча по
лабиринту, перемещаясь приставными шагами; набивание мяча с преодолением
препятствий и т.д.
 Удары по мячу в определенном направлении: отбивание мяча в
обозначенные зоны; на партнера; на тренера; о стену и т.д.
 Передача мяча с отскоком от земли: в парах; о стену.
 Игра «Попади в обруч»: игроки из пары (тройки) по очереди
ударяют мяч так, чтобы он попал внутрь обруча (круга). Пара, которая первой
попадет в обруч 5, 10, 20 раз – побеждает.
 Игра «Тройка»: Трое игроков располагаются по кругу. Один
подбрасывает мяч, дугой отбивает, третий старается словить мяч до его
приземления.
 Удары по мячу на различную расстояние: выполнение ударов в
18

различные (дальние и ближние) зоны; варьирование силы удара.
 Игра «Близко-далеко»: Двое игроков играют друг на друга с
отскоком или без. После выполнения 5-ти ударов подряд – оба игрока делают
шаг назад. Если в следующем розыгрыше игроки выполняют меньше 5-ти
ударов – они снова делают шаг вперед.
 Блокирование мяча ракеткой: после броска партнера, игрок должен
блокировать мяч ракеткой прежде, чем мяч приземлится.
 Игра с партнером: с отскоком мяча и без; с близкого и дальнего
расстояния.
 Подъем мяча ракеткой различными способами.
 Выполнение ударов в цель:
- игра «Мишень»: У каждой пары есть большая мишень на стене. Игроки пары
по очереди стараются в нее попасть. Пара, попавшая в мишень больше раз –
побеждает.
- игра «Теннисный баскетбол»: Каждая команда старается попасть мячом в
корзину, при помощи теннисной ракетки.
 Игра через препятствие или сетку: обмен ударами через
препятствие в парах, в тройках, по командам; с отскоком и без.
 Игра о стену: в парах, по командам; соревнование на набивание о
стену.
 Игры на счет: одиночные и парные игры до 7, до 11, по теннисным
правилам на маленьком корте.
 Игры в парах, тройках, командах на выполнение наибольшего
количества ударов.
 Улучшение навыков выполнения ударов справа и слева: один игрок
набрасывает мяч, другой старается выполнить удар на третьего игрока, задача
которого – выполнить удар на четвертого игрока, который ловит мяч;
повторение правильных движений за лидером: «кто лучше повторит!»;
выполнение ударов по линии и диагонали.
 Улучшение навыков выполнения ударов с различной глубиной:
один игрок выполняет удар коротко, другой – длинно; обмен ударами с отскока
– с лета и т.д.
 Соревнования в парах - побеждает та пара, которая выполнит
наибольшее количество ударов в комбинациях:
- один игрок играет с лета, другой с отскока;
- оба выполняют удары с лета;
- оба выполняют удары с отскока и т.д.
- один игрок играет короткими ударами, другой – длинными;
- игроки выполняют удары с различным направлением.
19

 Развитие 2-х ударов, используемых для введения мяча в игру:
подача в зону; подача с дальнейшим розыгрышем очка.
 Прием мяча в определенную зону: игроки выполняют прием подачи
в разные зоны и мишени.
 Игра с выполнением ударов сложных для соперника: один игрок
должен выполнять только такие удары, которые второму игроку будет сложно
отразить. Второй игрок должен доставать все мячи и отбивать на первого
игрока.
 Совершенствование умения атаковать: выполнение атакующего
удара; выполнение укороченного удара; выполнение свечи; выполнение удара
над головой; «выход к сетке».
 Совершенствование умения защищаться: выполнение ударов против
игрока, стоящего у сетки; отражение укороченного; отражение свечи;
отражение атакующего удара.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ










В конце обучения ребенок должен овладеть следующими навыками:
спокойный плавный бег;
все варианты ходьбы;
бег с максимальным ускорением (20 м);
частые высокие прыжки; прыжки на одной ноге;
прыжки через скакалку различными способами (в том числе вдвоем,
втроем);
лазание по шведской стенке с чередованием ног и рук вверх и вниз;
выполнение задания по словесной инструкции;
умение самостоятельно заниматься, выполняя правила безопасности;
набивание мяча ракеткой различными способами.

20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.

Голубева Л.Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей 4-5 лет,
воспитывающихся по программе «Из детства в отрочество»: методическое
пособие для воспитателей, родителей, инструкторов физкультуры. – М.,
1998.
Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по
формированию здоровья и развитию детей шестого года жизни /Т.Н.
Доронова Л.Г.Голубева В.А.Недоспасова Т.И.Гризик и др.; сост. Т.Н.
Доронова. – М., 1998.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. –
М.: Гном-пресс, Новая школа, 1998.
Корлякова С.В. Деникаева О.В. Рекомендации по разработке и требования
к утверждению учебных программ дополнительного образования детей:
методическое пособие. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи»,
2001.
Кудрявцев В.Т. Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления
(дошкольный возраст): программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2000.
Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и
оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. – М., 1998.
Лисова Т.М. Основы спортивной акробатики для дошкольников:
методические рекомендации в помощь воспитателям физкультуры и
оздоровительной работы. – Курган, 2003.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических
работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1997.
Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у
дошкольников. – СПб., 1993.
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет:
пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: пособие для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: пособие для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988.
Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание
детей до 6 лет). – М.: Спарт, 1992.
Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию
и образованию детей 5-6 лет в детском саду /Т.Н. Доронова В.В.Гербова
Т.И.Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. – М., 1996.
Старт: Программа для инструктора по физическому воспитанию детей
3 - 7 лет //Дошкольное образование. - 1996, 1997.
21

16. Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР. М.: ВНИИФК, 1991.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».